Средних нет и отстающих
Минпросвещения отчиталось об улучшении предварительных результатов ЕГЭ в 2020 году
Средний балл ЕГЭ по ряду предметов в 2020 году, несмотря на три месяца дистанционного обучения, вырос по сравнению с результатами выпускников прошлых четырех лет. Об этом в понедельник заявили в Минпросвещении. Впрочем, этим летом школьники сдали хуже профильную математику, информатику и химию. Успехи выпускников эксперты связывают с тем, что в 2020 году сдача госэкзамена была необязательной. Таким образом, отстающие не оказались в статистике. При этом эксперты указывают, что средний балл ЕГЭ — некорректный показатель для оценки качества образования.
В понедельник Минпросвещения РФ опубликовало информацию о средних баллах госэкзамена в 2020 году. «Несмотря на все опасения, что в связи дистантом (дистанционное обучение.— “Ъ”) качество обучения пострадает, результаты ЕГЭ говорят прямо противоположное: средний бал ЕГЭ выше, чем в прошлые годы»,— отметил Telegram-канал «Большая перемена», который ведет пресс-служба образовательного ведомства. Согласно этим данным, по каждому предмету средний балл вырос по сравнению со средним баллом за четыре года (2016–2019).
Однако если сравнить предварительные средние баллы этого года с показателями 2019 года (их в прошлом году презентовал Сергей Кравцов в должности главы Рособрнадзора), получается, что по трем предметам произошло снижение показателей. Речь идет о профильной математике (с 56,5 до 53,9 балла), информатике (с 62,4 до 61,2) и химии (с 56,7 до 54,4). Отметим, вокруг госэкзамена именно по химии было больше всего споров. Как сообщал “Ъ”, 16 июля российские школьники сдавали ЕГЭ по химии, который показался им чересчур сложным. Около 70 тыс. человек подписали петиции с требованиями пересмотра результатов или хотя бы изменения критериев оценки. Основная претензия родителей и опрошенных “Ъ” экспертов — отличие заданий на экзамене от вариантов, рекомендованных ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений, разработчик заданий ЕГЭ) для подготовки к нему. Многие репетиторы и преподаватели по химии указывали “Ъ”, что на экзамене задания оказались более сложными, а некоторые из них специально сформулированы таким образом, чтобы «взять на испуг» школьников (см. “Ъ” от 20 июля). По словам педагогов, для решения заданий с новыми формулировками потребовалось «в три раза больше времени», что заставило многих переживать уже в начале экзамена.
Рособрнадзор тогда в ответ на негодование педагогов, родителей и выпускников заявлял, что готов обсудить претензии, но лишь после того, как станут известны результаты. В понедельник ведомство заявило, что предварительные результаты этого года по химии «в целом на уровне прошлогодних».
«В экзаменационную работу 2020 года по сравнению с работой 2019 года структурных изменений и изменений в модели используемых заданий внесено не было. Были уточнены формулировки контекста условий отдельных заданий, направленные на более тщательный анализ предложенных ситуаций»,— отметили там.
По остальным предметам, если верить данным, опубликованным пресс-службой Минпросвещения, действительно произошло улучшение показателей. Так, результаты по литературе выросли с 63,4 в прошлом году до 65 баллов, обществознания — с 54,9 до 56,1, а по географии — с 57,2 до 59,9. Также выпускники улучшили результаты ЕГЭ 2020 года и по русскому языку: средний балл по сравнению с прошлым годом вырос с 69,5 до 71,6.
Директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина связывает успех с тем, что в этом году ЕГЭ из-за коронавирусных ограничений разрешили сдавать лишь тем выпускникам, которые собираются поступать в вузы.
В этом году Минпросвещения решило выдавать выпускникам аттестаты на основании школьных оценок без обязательной сдачи двух предметов — русского языка и базовой математики. «Тем самым часть ребят с самыми низкими баллами была отсечена — они не сдавали в этом году ЕГЭ, таким образом, это и дало повышение баллов,— говорит эксперт.— Для части таких выпускников даже на минимальный балл написать экзамен было проблемой. Но сейчас они получили аттестат, и некоторые пошли в колледжи — там результаты ЕГЭ никогда не учитывались, только средний балл аттестата». При этом госпожа Абанкина обращает внимание, что в следующем году, если ЕГЭ снова будут сдавать выпускники школ поголовно, результаты по русскому языку, скорее всего, будут ниже.
Доцент кафедры политических и общественных коммуникаций РАНХиГС Николай Кульбака уточнил, что делать выводы об уровне подготовки учащихся по среднему баллу ЕГЭ «нереально».
По его словам, на результаты экзаменов влияют разные факторы: сложность вопросов, строгость проверки и т. д. «Само различие в один-два-три балла незначительно. Это общая температура по больнице. Министерство не публикует полные статические данные по регионам, не публикуются данные по школам. Если бы была подобная выборка лет за пять-шесть, можно было бы с помощью математических моделей вычислить подтасовки, вбросы и оценить качество системы образования»,— добавил господин Кульбака.