Коронавирус заразил рынок труда
На фоне пандемии в Черноземье выросли спрос на медиков и число безработных
По данным Росстата, во втором квартале 2020 года, когда действовали самые жесткие ограничения из-за пандемии нового коронавируса, уровень безработицы в регионах Черноземья составил от 4,5% (Липецкая область) до 7,5% (Орловская). По информации местных властей, по итогам первого полугодия показатель в макрорегионе оказался значительно ниже: от 1,5% (Липецкая) до 3,4% (Орловская). Однако по сравнению с уровнем безработицы в начале года зафиксирован ее существенный рост, в среднем в три раза. По мнению участников рынка, он может быть связан с выходом граждан из теневого сектора и временной остановкой микропредприятий.
Данные об уровне безработицы граждан в возрасте старше 15 лет во втором квартале 2020 года Росстат опубликовал в конце минувшей недели. По информации ведомства, по сравнению с первым кварталом показатель «значительно повысился во всех возрастных группах». Данные подготовлены на основе выборочных исследований рабочей силы в среднем за квартал. В Белгородской области официальная статистика насчитала 835,5 тыс. работников, из них 42,8 тыс. остались без занятости, уровень безработицы равен 5,1%. В Воронежской области эти показатели составили соответственно 1,2 млн, 53,3 тыс. и 4,5%. В Курской — 553 тыс., 51,8 тыс. и 5,8%. В Липецкой области они равны 549,9 тыс., 26,5 тыс. и 4,5%. На Орловщине — 350,8 тыс., 25,5 тыс. и 7,3%. На Тамбовщине они составили 490,6 тыс., 23,5 тыс. и 4,8%. За полугодие статистика оказалась оптимистичнее.
Как сообщили “Ъ-Черноземье” в правительстве Белгородской области, по данным на 1 июля в регионе оказалось 16,9 тыс. безработных, а в начале года их число составляло 4,9 тыс. Уровень безработицы составил 2,04%. В том же периоде 2019-го он равнялся 0,66%. При этом в регионе насчитывается 21,9 тыс. вакансий, в основном по рабочим специальностям, а власти не исключают возможности создания дополнительных мест «в рамках организации временных и общественных работ на системообразующих предприятиях области». «Массового высвобождения работников, оказывающего негативное влияние на экономическое развитие региона, в первом полугодии не зарегистрировано», — констатировали в облправительстве.
В Воронежской области, по данным на 30 июня, без работы остались 36,9 тыс. человек (в начале года было зарегистрировано 10,2 тыс.). Уровень безработицы составил 3,1%, показатель вырос в 3,4 раза. При этом «в среднем» уровень безработицы в первом полугодии составил 1,6%, тогда как в том же периоде 2019 года — 1%. Работодатели заявили о 16,8 тыс. вакансий, из которых 45% приходятся на Воронеж. Высокий спрос в сфере торговли, транспорта и бытового обслуживания: необходимы продавцы, кассиры, кладовщики, водители, швеи. Высока потребность в медицинских кадрах, а также в страховых агентах, менеджерах, инженерах, консультантах, соцработниках, ветврачах и программистах.
Как причины безработицы объяснял воронежский губернатор
Губернатор Воронежской области Александр Гусев в интервью РИА «Воронеж» в конце июня заявил о «практически» двукратном увеличении безработицы.
Интересно, что прокуратура Воронежской области по итогам первого полугодия насчитала более 39 тыс. безработных. «Численность официально зарегистрированных росла рекордными темпами за последние десять лет. Небольшое число выявленных нарушений (98) не отражает реальной картины. Мы прекрасно понимаем, что значит “скрытая” безработица и каковые ее реальные масштабы», — заявил на днях первый заместитель главы надзорного ведомства Юрий Немкин. В органах службы занятости населения региона по состоянию на 27 июля зарегистрировано 41,9 тыс. безработных. Уровень безработицы составляет 3,6%. При этом у работодателей вакантно 17 тыс. мест, коэффициент напряженности на рынке труда (численность незанятых граждан, претендующих на одну вакансию) равен 2,7 единицы. В облправительстве утверждают, что с марта темпы прироста числа безработных снижаются от месяца к месяцу.
Власти Курской области отметили с января по июнь рост безработицы в 4,4 раза. По итогам полугодия в регионе зарегистрировано 16,2 тыс. безработных, тогда как в январе их число составило 3,7 тыс. По данным на 1 июля, уровень безработицы составил 2,84% (0,81% на аналогичную дату 2019-го).
По данным управления труда и занятости Липецкой области на 1 июля, численность безработных составила 9,2 тыс. человек, а уровень безработицы — 1,5%. За первые шесть месяцев эти показатели равнялись соответственно 2,5 тыс. и 0,4%. Всего с начала 2020 года в службу занятости обратились 28,1 тыс. человек. Из них трудоустроены 14,8 тыс., в том числе 13,2 тыс. на постоянную работу. Коэффициент напряженности на рынке труда равен единице.
В Орловской области по состоянию на 1 июля зарегистрировано 11,8 тыс. безработных. Уровень безработицы — 3,4%. В аналогичном периоде 2019 года в регионе насчитывалось 3,5 тыс. потерявших работу, уровень безработицы был 1%. Количество свободных вакансий составляет 5,7 тыс. (6,3 тыс. годом ранее). Наибольшим спросом пользуются медработники, слесари, продавцы, инженеры, менеджеры, трактористы, водители, подсобные рабочие, грузчики и уборщики.
По данным на 1 июля, в Тамбовской области количество безработных достигло 8,9 тыс., хотя в январе оно равнялось 3,4 тыс. Уровень безработицы в первом полугодии — 1,8%, тогда как в том же периоде 2019 года он был 0,73%. Количество вакансий пока превышает число безработных — 10,1 тыс. «Сопоставление структуры безработицы и имеющихся вакансий выявляет определенные тренды и проблемы. Во-первых, это разница в зарплатных ожиданиях и рыночном предложении. Особенно в производственном и строительном секторе. Во-вторых, запрос со стороны безработных граждан на создание собственного дела. В-третьих, это несоответствие навыков безработных граждан востребованным работодателями компетенциям», — отметили в обладминистрации.
По данным проведенного для “Ъ-Черноземье” исследования HeadHunter, по итогам полугодия рынок труда в пяти областях макрорегиона возвращается к положительной динамике. После трех месяцев спада количество предложений о работе в июне выросло на 24%, а резюме — на 5%. При этом по сравнению с 2019 годом оба показателя стали лучше.
В Воронежской области в апреле, мае и июне 2019-го динамика вакансий составила соответственно 1, –7 и 9%, тогда как за те же месяцы 2020-го –12, –4 и 28%. На Белгородчине эти же показатели равняются 6, –6, 20% и –3, –7, 27%. В Курской области они равны –1, –9, 18% и –2, 9 и 33%. В Липецкой области — 5, –11, 13% и 23, –13, 33%. На Тамбовщине — 4, –9, 11% и 2, 6 и 21%. Руководитель службы исследований HeadHunter Мария Игнатова рассказала “Ъ-Черноземье”, что по итогам майского опроса работодателей «45% компаний не удалось избежать сокращения штата, а 14% заявили, что численность персонала точно снизится в ближайшие шесть месяцев».
Госпожа Игнатова отметила, что «такого глубокого падения, как в периоды предыдущих кризисов», не зафиксировано: «Но работодатели стали более пристально рассматривать кандидатов, приглашения на собеседования стали более точечными». «Мы ожидали значительный всплеск активности соискателей, по аналогии с предыдущими кризисами, но этого не случилось — она оказалась минимальной. В целом по России конкуренция выросла, но в регионах практически не изменилась. Очень дефицитным стал рабочий персонал, ожидается здесь рост зарплат, которые уже показывают положительную динамику в вакансиях»,— добавила Мария Игнатова.
Почему бизнесу было трудно найти зарплаты для работников
Заемщики жаловались на затягивание процедуры получения льготных кредитов на зарплаты, из-за чего многие отказались от этой меры поддержки