Сбербанк: восстановление потребительского спроса в России затухает
Расходы потребителей в России с 20 по 26 июля ненамного увеличились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — на 0,6%, сообщает РБК со ссылкой на данные исследования аналитического портала Сбербанка SberIndex. Значение этого индекса, отражающего разнообразие приобретаемых товаров и услуг, снизилось — с 77,1 до 74,7 пункта. Все это свидетельствует о «затухании» восстановления потребительского спроса на фоне продолжающейся пандемии коронавируса COVID-19, полагают аналитики Сбербанка.
«Часть спроса физически не может вернуться из-за сохраняющихся запретов. Многие направления выездного туризма все еще закрыты, входящий турпоток далек от прошлогоднего. В некоторых регионах действуют свои ограничения, в том числе в крупных розничных секторах»,— говорится в сообщении Сбербанка.
В России все еще не открылось 7,5% точек сферы услуг и 3,8% непродовольственных магазинов, отмечают аналитики. А в тех точках, которые возобновили работу, покупатели не готовы тратить деньги так, как они это делали до пандемии. Например, в кафе и ресторанах они оставили на 27,7% меньше, а в салонах красоты и спа-салонах — на 21,7% меньше, чем год назад.
При этом по ряду непродовольственных товаров расходы россиян заметно выросли в годовом отношении. Например:
- на компьютеры и ПО — на 53%,
- на электронику и бытовую технику — на 33,5%,
- на мебель и предметы интерьера — на 17%,
- на одежду и обувь — 12,8%,
- на автозапчасти и автоаксессуары — на 12,9%,
- на автомобили — на 5,5%.
В целом, спрос на непродовольственные товары, по данным SberIndex, вырос на 10,1% год к году. Что касается сферы услуг, то здесь спрос аналитики характеризуют как «подавленный» — он на 17,6% ниже, чем в 2019 году. По ряду услуг он упал более, чем на 20%. Например, на аренду автомобилей россияне за отчетную неделю потратили на 76,6% меньше год к году (для сравнения, в июне спад был на уровне 65%). В магазинах Duty Free жители России оставили на 76,5% меньше, чем годом ранее. Также существенно упали другие расходы, например, на оплату:
- гостиниц — на 55,9%,
- развлечений — на 51%,
- услуг турагентств — на 48,5%,
- авиабилетов — на 46,8%,
- локального транспорта — на 29,2%,
- дорожных пошлин — на 20,2%.
Напомним, 23 июля аналитики Сбербанка сообщили о выходе потребительского спроса в России на плато. По данным Высшей школы экономики, Россия вошла в пятерку европейских стран с худшими потребительскими настроениями.
Подробности — в материале “Ъ” «Граждане не отравились путешествовать».