Трассе до Казани подбирают строителей
Тендеры на какую сумму объявил «Автодор»
Для строительства скоростной трассы Москва — Казань объявлены тендеры на 500 млрд руб. «Автодор» разместил на сайте госзакупок восемь лотов на строительство разных участков дороги. Победители должны стать известны 28 августа, сообщает РБК. Предполагается, что трассу начнут строить уже в этом году, а закончат — в 2024-м. В «Автодоре» раньше оценивали стоимость трассы в 550 млрд руб. Из них 330 млрд руб. должны выделить из бюджета, еще 220 планируется привлечь от частных инвесторов.
Полтриллиона — это адекватная сумма для такой стройки, считает директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин: «В России вот эта единичка, 1 полоса — 1 км, стоит 130 – 150 млн руб. Трасса эта там километров 700, полосность — шесть, умножаем одно на другое, где-то выходим на цифру. Цифра совершенно правдоподобная. Мишустин же заявил, что к 2024 году должны построить. То есть это правительственное решение принято. То есть там гранд бюджетный будет 300 млрд, значит, эти деньги у правительства есть.
Что касается частных инвесторов, здесь любые частные партнеры ГЧП-проектов — это крупные строительные компании, которые занимают деньги на свое долевое участие в одном из системно-значимых российских банков.
Ну, обычно это ВТБ, “Сбербанк”, “Газпромбанк”. Раз это уже объявлено, значит, более или менее такие сделки согласованы между кредитующими банками и заинтересованными участниками в этих концессиях».
По новой трассе можно будет добраться из Москвы до Казани за 6,5 часа со скоростью около 130 км/ч. В «Автодоре» отмечали, что всю магистраль построят с нуля — никакие участки не станут перестраивать из уже существующих дорог.
Председатель Межрегиональной общественной организации «Союз пассажиров» Кирилл Янков сомневается в том, что желающих вложиться в проект будет много: «Во-первых, не очень понятно, включен ли в эту сумму выкуп земли. Даже если он не включен, то мне кажется, что это маловато. Я хочу сопоставить с тем, что ВСМ “Москва — Казань” железная дорога оценивалась в 1 трлн руб. Трасса скоростная автодорожная те же требования имеет, что и ВСМ, но единственное, что по уклонам и по кривым, наверное, ВСМ должна идти чуть-чуть положе. Но это компенсируется тем, что ширина ВСМ — два пути, а ширина скоростной автотрассы — четыре ряда плюс разделительная полоса. То есть это коридор в два раза шире. При той разнице, что трасса в два раза шире будет стоить в два раза дешевле, чем скоростная железная дорога — в это как-то трудно поверить.
Я очень сомневаюсь, что найдутся частные инвесторы, которые готовы будут вложиться, поскольку сроки в целом платной автодороги не окупаются нигде и никогда, и ни в России, ни за рубежом.
Если же говорить о частичной окупаемости, при наличии того, что большая часть источников — это федеральные, то даже частичная окупаемость зашкаливает за 10-15 лет.
В условиях, когда есть проекты, которые окупаются быстрее, то же жилищное строительство, я сомневаюсь, что это будут частные источники в чистом виде. Скорее всего, это будут какие-то кредиты из государственных банков, и какие-то средства от государственных же институтов развития».
Председатель правления «Автодора» Вячеслав Петушенко на прошлой неделе сообщил, что проезд по трассе Москва — Казань обойдется в 1,6 тыс. руб.