Турпоход к Толмачево
Ant Yapi реконструирует аэровокзальный комплекс новосибирского аэропорта
ООО «Ант япы», российское представительство турецкой строительной компании Ant Yapi получило контракт на реконструкцию аэровокзального комплекса новосибирского аэропорта Толмачево (входит в ГК «Новапорт»). Подрядчик должен завершить работы по первому этапу к 2022 году. «Ант япы» выполнит их за 13,6 млрд руб. при начальной стоимости 14,2 млрд руб. Выполнить всю программу модернизации аэровокзала с общим объемом инвестиций около 20 млрд руб. «Новапорт» планирует к 2025 году. Эксперты не исключают пересмотра сроков реализации проекта в целом, учитывая медленное восстановление пассажиропотока после снятия ограничений из-за пандемии COVID-19. По их оценкам, аэропорту может понадобиться до трех лет, чтобы вернуться на докризисные показатели по пассажиропотоку.
Аэропорт Толмачево подвел итоги конкурса по выбору подрядчика для выполнения работ по первому этапу реконструкции аэровокзального комплекса международных/внутренних воздушных линий. Закупка была объявлена в форме открытых переговоров в ноябре 2019 года с начальной стоимостью контракта 13,5 млрд руб. В марте 2020 года стоимость была увеличена до 14,2 млрд руб. В пресс-службе авиапредприятия тогда сообщили „Ъ“, что изменения связаны с уточнением положений проектной документации. Подвести итоги конкурса планировалось в конце января, однако дата неоднократно переносилась в связи с внесением изменений в документацию.
Всего для участия в конкурсе было подано семь заявок, из которых к участию в переговорах было допущено три: ООО «Сиасиси рус» (Москва, входит в China Railway Construction Corporation), ООО «Лимакмаращстрой» (Нижегородская область, входит в турецкий консорциум Limak-Marashstroy) и ООО «Ант япы» (Москва, входит в турецкий строительный холдинг Ant Yapi). Последняя была признана победителем закупки. Компания предложила выполнить работы по контракту за 13,6 млрд руб. «Сиасиси рус» и «Лимакмаращстрой» предложили 13,7 и 13,9 млрд руб. соответственно.
Ant Yapi — одна из крупнейших турецких строительных компаний, созданная в 1991 году. Год назад, как сообщали «Ведомости», заказы компании оценивались в $4,7 млрд. В России компания реализовывала проекты по строительству терминала аэропорта Домодедово, объектов Москва-Сити, Олимпийской деревни в Сочи и др.
Первая очередь пассажирского терминала Толмачево площадью 56 тыс. кв. м должна быть построена к 1 сентября 2022 года. Реализация второго этапа проекта предполагается после завершения первого этапа строительства и ввода нового терминального комплекса в эксплуатацию, сказал „Ъ“ гендиректор аэропорта Евгений Янкилевич. Полностью завершить реконструкцию аэропорт планирует к 2025 году. К этому времени, как планировалось, пассажиропоток Толмачево превысит 10 млн человек в год (в 2019 году аэропорт Толмачево обслужил 6,7 млн пассажиров). Инвестиции «Новапорта» в проект составят около 20 млрд руб. В результате общая площадь терминального комплекса вырастет вдвое — с нынешних 50 тыс. кв. м до 100 тыс. кв. м. Должна удвоиться и пропускная способность терминалов внутренних и международных воздушных линий. Сейчас она составляет 3,1 тыс. пассажиров в час.
«Руководство и акционер аэропорта уверены, что к моменту завершения строительства терминала внутренние перевозки восстановятся и достигнут прогнозируемых ранее объемов. Поэтому реализуемый первый этап нового аэровокзального комплекса, рассчитанный в большей степени на обслуживание пассажиров внутренних воздушных линий, будет максимально востребован»,— сказал „Ъ“ Евгений Янкилевич. Он также выразил уверенность в восстановлении международного авиасообщения на момент завершения первого этапа строительства.
«Ключевой риск реализации такого проекта связан с тем, чтобы его параметры соотносились с количеством обслуживаемых пассажиров на внутренних и международных линиях. Коронакризис в авиаперевозках привел к драматическому спаду в отрасли и колоссальным финансовым потерям. Однако сейчас с открытием ряда международных направлений мы наблюдаем очень высокий спрос на авиаперевозки»,— говорит исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. По его оценкам, аэропорт потеряет около 2,5–3 лет, прежде чем вернется к докризисным показателям по пассажиропотоку. В целом серьезного изменения структуры пассажиропотока пока не прогнозируется, говорит эксперт. «Терминал внутренних линий в Толмачево стал тесным уже давно, и сейчас самое время его реконструировать. Сейчас нет оснований, для того чтобы существенно сдвигать сроки и пересматривать параметры проекта. Вопрос в том, чтобы компания могла привлечь финансирование на эти работы на привлекательных для себя условиях»,— говорит господин Пантелеев.
Даже с учетом комплекса проблем у авиакомпаний и аэропортов, связанных с пандемией, перспективы роста пассажиропотока аэропорта Толмачево в горизонте 2022–2025 годов выглядят весьма оптимистично, и целевой уровень 10 млн человек в год, вероятнее всего, будет достигнут, если не в 2025 году, то к 2026–2027 году, считает генеральный директор «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров. Это обусловливает экономическую эффективность реализации как минимум первого этапа проекта реконструкции аэровокзального комплекса, говорит он. «Что касается второго этапа, то его начало и завершение могут быть сдвинуты на один-два года в связи с более плавным ростом пассажиропотока и с учетом возможных рисков, связанных со второй волной эпидемии коронавируса и затягиванием срока разработки эффективной вакцины»,— считает эксперт.
Главный аналитик ГК «Алор» Алексей Антонов не исключает, что второй этап реконструкции терминала может быть сдвинут в сроках, если результаты этого года уведут аэропорт в минус. «Обслуживание международных рейсов составляет существенную часть прибыли аэропортов. Толмачево не исключение. В связи с крайне медленным открытием границ для авиаперевозчиков собственники аэропорта рискуют столкнуться с необходимостью закрывать выпадающие расходы из собственных резервов или заемных средств, что может ударить по реализации проекта реконструкции»,— полагает он.