Положили в авоську
Ижевские предприниматели займутся развитием онлайн-продажи продуктов питания местных производителей
Ижевские предприниматели Евгений Соковиков и Иван Клабуков запустили маркетплейс по продаже продуктов питания местных производителей. На данный момент у онлайн-площадки около 20 партнеров. Инициаторы проекта говорят, что таким образом решается проблема доступа к потребителям для небольших компаний. Эксперты говорят, что жизнеспособность этой концепции будет зависеть от затрат на логистику и объемов продаж, при этом аудитория, готовая постоянно покупать продукты в онлайн-магазине, в Ижевске пока не сформировалась, хотя определенный тренд имеется.
Проект маркетплейса «МестноМаркет» в Ижевске запустили Евгений Соковиков, руководитель компании «Биотерра», производящей вегенсы — сушеные овощи, и Иван Клабуков, владелец и директор ООО «Русские информационные технологии", которое создало приложение Hudway Glass для отображения информации на лобовом стекле автомобиля. Интернет-магазин работает в тестовом режиме.
Собственником проекта является ООО «Территория18». Доля 50% в нем принадлежит ООО «Националь» (бенефициары «Даблъю С И Даблъю Венчер Холдингс ГМБХ», зарегистрированное в Австрии, и Наталья Чикурова), 22% — ООО «РИТ» Екатерины Останиной, 16% — Евгению Соковикову, 12% — ООО «Русские информационные технологии» Ивана Клабукова. Компания зарегистрирована в Ижевске в июне 2020 года, уставный капитал — 200 тыс. руб.
Как рассказал “Ъ-Удмуртия” Евгений Соковиков, местные производители нуждаются в площадке для продажи своей продукции, т.к. попасть на полки в федеральные сети им достаточно сложно, особенно это касается компаний с небольшими объемами производства.
«Мы сами занимаемся производством продуктов питания и имеем опыт входа в торговые сети, понимаем, какой это сложный и долгий путь, какую наценку берут дистрибьюторы и торговые сети. Страдает производитель, потому что стоимость реализации товара вырастает, и соответственно потребитель, который вынужден покупать товар с наценкой»,— отметил господин Соковиков.
По его словам, в настоящее время имеется склад, с которого осуществляется доставка, при этом налажено взаимодействие с производителями, которые подвозят товары на склад по запросу. В перспективе планируется открыть большой склад и создать там все условия для хранения продукции, в том числе скоропортящейся. Иван Клабуков отмечает, что в настоящее время ассортимент сформирован из товаров местных производителей, но он дополнен и некоторыми товарами, которые производятся в других регионах, , вроде предметов личной гигиены. Если проект будет успешным, его предполагается масштабировать и запускать подобные маркетплейсы в других регионах с продукцией уже их местных производителей. «Мы сейчас в стадии тестирования рынка и пока не понимаем, на каком сегменте остановимся. У нас есть внутренние показатели по объемам продаж, чтобы понять, как проект идет. Дальше будем строить планы по рынку»,— отметил господин Клабуков.
Ранее в Ижевске запустил доставку продуктов из магазина «Метро» «СберМаркет». Во время режима самоизоляции продукты питания и товары первой необходимости начали привозить на дом по заказу некоторые таксомоторные компании. Также работают еще несколько небольших онлайн-сервисов по доставке товаров без привязки к местным производителям. Доставка работает из магазинов ТГ «Ижтрейдинг». После возникновения трудностей у ритейлера он закрыл собственную онлайн-площадку. В настоящее время в Ижевске основную долю занимают магазины торговых сетей «Магнит», Х5, местного «Гастронома», имеются гипермаркеты «Лента», «Ашан» и «Метро».
Директор по финансам и экономике ТГ «Ижтрейдинг» Дмитрий Мельников считает, что успешность проекта будет зависеть от выстроенной логистики и сокращения затрат. При этом для того, чтобы окупить доставку, нужны достаточные объемы продаж. «Наверное за онлайн-торговлей будущее и новое поколение будет ориентировано на такой способ покупок. Если это будет удобнее и дешевле - почему нет? Но продукты питания - это все-таки специфическое направление, в котором запах и состояние товара влияет на решение его приобрести. Есть еще целое поколение, у которого модель потребления не поменяется, и хотя покупка продуктов во многом стандартизирована, все равно остается потребность выбора товара в магазине. Условно, я всегда беру эту колбасу, но сегодня ее вид или срок годности меня не устроил»,— пояснил эксперт.
Он добавил, определенные товары в упаковке, вроде чая или бакалеи, действительно хорошо подходят для покупок через интернет. По его словам, доставка в «Ижтрейдинге» всегда была убыточной и запускалась скорее с имиджевой целью.
Директор Центра бизнес-аналитики Михаил Алексеев отмечает, что концепция маркетплейса по продаже местной продукции достаточно распространена в Китае и может прижиться в Удмуртии, где достаточно высокая лояльность населения к производителям из республики.
«Однако пока покупка продуктов в интернете, я думаю, в регионе не будет так распространена, как в Москве и городах-миллионниках. Все-таки у нас быстрее и проще сходить в магазин рядом с домом, потрогать, убедиться в свежести. Тем не менее этот тренд будет развиваться, в том числе и в Ижевске»,— полагает господин Алексеев.
По мнению руководителя аналитического департамента AMarkets Артема Деева, создание маркетплейса с товарами местных производителей — хороший способ поддержать отрасль в кризис, их продукция будет пользоваться популярностью, если провести соответствующую рекламную кампанию. «Жители региона предпочтут местные товары, зная, где и когда они были выращены, у какого сельхозтоваропроизводителя были закуплены и когда упакованы. Более того, овощи, фрукты и мясо по цене окажутся значительно дешевле, чем завозные товары из других регионов (не нужно тратить деньги на доставку, логистику и хранение), а тем более — зарубежные, которые стали дороже из-за колебания курсов валют в связи со снижением нефтяных котировок»,— отмечает эксперт.
Более того, по его словам, такая схема дает возможность региональному бизнесу расшириться, а значит — набрать сотрудников из числа жителей соседних населенных пунктов, дать новые рабочие места.