Сберегательная маска
Норма сбережений домохозяйств во втором квартале достигла рекордных значений
Главным ответом домохозяйств на коронавирусную эпидемию и ожидаемый в ее ходе населением экономический кризис стало увеличение нормы сбережений: она выросла с 8,8% в первом квартале 2020 года до 23% во втором. Это намного перекрывает объемы поддержки домохозяйств, которые, по оценкам Банка России, составили около 6% всех их текущих доходов. ЦБ также отмечает первые симптомы восстановления инвестиций в июне. Пока невозможно говорить о том, сохранится ли повышенная норма сбережений в экономике РФ хотя бы на месяцы вперед, хотя с большей вероятностью, исходя из косвенных признаков, наследия в этой сфере пандемия не оставит.
В бюллетене «Экономика» (.pdf) по итогам июня 2020 года и второго квартала, в течение которого развивался экономический спад, связанный с коронавирусной эпидемией в РФ, аналитики Банка России представили оценку изменения нормы сбережений за этот период. По расчетам ЦБ, она выросла беспрецедентно: если в первом квартале она составляла 8,8%, то во втором квартале сезонно сглаженная оценка — 23% от реальных располагаемых доходов населения. На риски неустойчивой динамики нормы сбережений указывала, комментируя июльское решение ЦБ по ключевой ставке, глава Банка России Эльвира Набиуллина, однако на тот момент численной оценки происходящего не было.
В целом рост недопотребленных доходов домохозяйств во втором квартале — в основном история вынужденная.
Несмотря на то что ЦБ констатирует рост спроса, например, на краткосрочные депозиты физлицам в этот период, основная причина — невозможность тратить, закрытие торговых точек, проблемы с оформлением потребительских и ипотечных кредитов.
Постепенность снятия ограничений экономической активности пока не дает показателю сбережений быстро снизиться до норм 2016–2017 годов — 8–11% во втором квартале (пиков до 15% доходов сбережений в РФ традиционно достигают в первом квартале, 2020 год был скорее исключением). ЦБ дополняет это еще и приостановкой поездок, очевидно, в том числе имеются в виду и туристические поездки. Отметим, что традиционно туризм, в первую очередь выездной, рассматривается в РФ как второстепенный фактор в балансе доходов и расходов домохозяйств. Коронавирусная пандемия продемонстрировала реальность его значений в экономике — невозможность поездок, например, во многом определяет положительное сальдо платежного баланса, которое ЦБ теперь прогнозирует слабоположительным по итогам 2020 и 2021 годов, ссылаясь в том числе на то, что ограничения международных перелетов будут, видимо, сохраняться и в следующем году.
Однако, так или иначе, в росте нормы сбережений есть и «культурная» составляющая: ожидание домохозяйствами предстоящего экономического спада (который почти всегда рассматривается как неопределенно долгосрочный) обычно сокращает текущее потребление, и второй квартал 2020 года не стал исключением. Рост сбережений наблюдается на фоне снижения доходов, главным образом от составляющей, определяемой предпринимательскими (в том числе скрытыми) доходами на 8% во втором квартале, в меньшей степени снижение доходов обусловлено потерей работы членами домохозяйств. ЦБ также оценил масштабы «антикризисных» трансфертов правительства домохозяйствам: они составили за второй квартал 0,8 трлн руб., или 6% всех доходов.
Исходя из этих оценок, власть компенсировала населению около 40% утраченных за этот период доходов, однако следует учитывать неравномерность этих трансфертов: они в силу невысокой адресности доставались большинству, а не только наиболее нуждающимся.
В любом случае следует констатировать, что в рост нормы сбережений господдержка внесла важный вклад.
Тем не менее «коронавирусное» снижение потребления может оставить (а может и не оставить) следы в паттернах потребительского поведения — есть шансы в том числе на то, что за относительно медленным восстановлением спроса в экономике, которое, возможно, будет очень плавным, будет стоять изменение паттернов потребительского поведения. Если это так — это одновременно и хорошая, и плохая новости. Норма сбережений в РФ относительно высока, будучи сравнима, например, с типичными показателями для Германии (11–14%), существенно выше США и Великобритании (2–3%) и ниже стран с высокой нормой сбережений, в КНР и странах ЮВА определяемой скорее культурой. Одна из причин низких сбережений в РФ — относительно слабое развитие кредита и финансовых рынков. Сбережения являются в финансовой системе источником около четверти инвестиций, и в целом рост сберегательной активности — долгосрочно позитивно для инвестиций.
Отметим, что главной беспокоящей ЦБ в обзоре темой является продолжающийся спад в инвестиционно ориентированных секторах, впрочем, аналитики Банка России отмечают симптомы восстановления инвестактивности, в частности, рост перевозок стройматериалов.
Однако краткосрочно рост сбережений автоматически вычитается из объема внутреннего спроса и делает восстановление более медленным.
Однако вероятность того, что «коронавирусная бережливость» сохранится на длительный период, кажется, низка — свидетельством этого является изменение Банком России знака в прогнозе кредита домохозяйствам в экономике на 2020 год: в апреле он предполагался отрицательным, сейчас — положительным. Есть основания предполагать, что домохозяйства в 2020–2021 годах будут компенсировать потери доходов большим объемом потребления в кредит, а высокая норма сбережений во втором квартале 2020 года останется чисто статистическим феноменом.