Италия продолжит жить чрезвычайно
Режим ЧС на Апеннинах сохранится до середины осени
Режим чрезвычайной ситуации, введенный в Италии в январе нынешнего года в связи с пандемией коронавируса, продлен до 15 октября. После бурных дебатов итальянский Сенат поддержал предложение правительства Джузеппе Конте сохранить часть ограничительных мер, известных как «фаза 3», несмотря на протесты оппозиции, обвиняющей власти в создании недемократической «республики коронавируса». С подробностями — корреспондент “Ъ” в Риме Елена Пушкарская.
Предложение правительства Джузеппе Конте продлить истекающий 31 июля режим чрезвычайной ситуации и сохранить его в более мягкой форме так называемой «фазы 3», поддержали во вторник вечером 167 членов итальянского Сената при 125 против. «Эпидемия ослаблена, но не побеждена. Вирус остается среди нас»,— заявил, обращаясь к депутатам верхней палаты парламента, премьер Конте.
Несмотря на то что эпидемиологическая обстановка в Италии во вторник выглядела спокойной на фоне потрясений предыдущих месяцев (212 новых инфицированных коронавирусом и 12 смертных случаев), премьер Конте мотивировал продление режима ЧС необходимостью «сохранения оперативной последовательности санитарных и организационных мер».
Как разъяснила итальянская газета Repubblica, сохранение режима ЧС оставляет правительству возможность в случае необходимости блокировать транспортное сообщение со странами с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией и запрещать их гражданам въезд в Италию.
Судя по мерам, принимаемым Римом в разгар туристического сезона, санитарные службы по-прежнему всерьез озабочены угрозой завоза вируса на Апеннины из других стран.
Кроме того, режим ЧС позволяет при необходимости использовать гостиницы и другие помещения для оперативного развертывания там карантинных учреждений.
Ваш браузер не поддерживает видео
Еще одним аргументом в пользу сохранения режима ЧС стала подготовка к новому учебному году, требующая оперативно закупить для школ необходимые защитные средства и новые парты, учитывающие требования социального дистанцирования.
Кроме того, режим ЧС позволяет предприятиям и учреждениям по-прежнему держать своих работников на «удаленке».
Обращает на себя внимание, что на период чрезвычайной ситуации приходятся назначенные на 20–21 сентября региональные выборы в пяти областях.
В связи с предстоящим голосованием правительство обязуется соблюсти все меры демократического и свободного волеизъявления.
Впрочем, аргументы правительства не убедили его противников. Все три оппозиционные партии — «Лига» Маттео Сальвини, «Братья Италии» Джорджи Мелони и «Вперед, Италия» Сильвио Берлускони — голосовали против продления режима ЧП как меры, по их мнению, противоречащей демократии.
Маттео Сальвини даже позвонил президенту республики Серджо Маттарелле и выразил ему свою озабоченность, заявив о том, что под предлогом борьбы с коронавирусной инфекцией премьер Конте устанавливает недемократическую форму правления. «Как можно объявлять ЧС по поводу того, чего нет»,— возмущался лидер «Лиги», объясняя журналистам, что коронавирусной опасности в Италии больше не существует. Господин Сальвини демонстративно отказывается надевать медицинскую маску в парламенте, как предписывает регламент.
Накануне голосования в Сенате Маттео Сальвини принял участие в семинаре по коронавирусу, в котором кроме него приняли участие другие итальянские «ковид-диссиденты» — известный своими радикальными взглядами искусствовед и активист « Вперед, Италия» Витторио Сгарби и певец Андреа Бочелли.
Переболевший коронавирусом тенор Бочелли, ставший после исполнения арий в пустом Миланском соборе символом борьбы с пандемией, в ходе семинара сделал шокирующее признание, что испытывал унижение от правительственных предписаний находиться дома и часто нарушал их.
В условиях чрезвычайной ситуации Италия живет с 31 января. Режим ЧС был введен после того, как в стране были обнаружены первые инфицированные коронавирусом туристы из Китая. Новые правила на первом этапе позволили правительству оперативно закрыть авиасообщение с Китаем, а когда вспышка заболевания охватила итальянские северные области, объявить всю Италию «красной зоной» и закрыть границы.
Режим ЧС позволял управлять страной посредством декретов премьера, который советовался как с членами своего кабинета, так и с экспертами учрежденного при нем научно-технического комитета, но решения принимал единолично.
Посредством таких декретов вводились, усиливались, а затем ослаблялись и отменялись связанные с эпидемией меры, связанные с ограничением личных свобод. При этом режим ЧС позволял правительству оперативно решать и прочие безотлагательные вопросы, не тратя время на согласования с парламентом, а также заключать подряды и контракты без требуемых законодательством тендеров и конкурсов. По мере улучшения эпидемиологической ситуации парламент стал требовать возвращения своих полномочий, и все последние решения правительства принимались уже при его участии.