Уран нашли на земле
В Курганской области оппозиционеры сообщили об утечке радиоактивного раствора
В АО «Далур» (входит в контур управления уранового холдинга АРМЗ госкорпорации «Росатом») опровергают возможность аварий и утечек вблизи оборудования компании в Далматовском районе Курганской области. Такое заявление в компании сделали в ответ на сообщение курганского штаба Алексея Навального о зафиксированных на земле показаниях приборов 0,6 мкЗв/ч — 0,79 мкЗв/ч, что в десять раз больше фоновых значений в Зауралье. Активисты пожаловались в управление МЧС по Курганской области и в правительство региона. Они считают, что из трубопровода мог вылиться урановый раствор. Эксперты Greenpeace опровергают информацию о полной безопасности используемого в Курганской области метода добычи урана.
В Далматовском районе Курганской области недалеко от шоссе Р-330 Миасское — Шадринск был найден участок радиоактивного загрязнения почвы. Об этом сообщают сотрудники местного штаба оппозиционера Алексея Навального. Они вместе с физиком-ядерщиком Андреем Ожаровским провели замеры на земле под одним из эксплуатационных блоков АО «Далур» в Уксянском лесничестве. Мощность дозы на грунте, согласно показаниям приборов, составила 0,6 мкЗв/ч, максимальный показатель — 0,79 мкЗв/ч (примерно в десять раз больше фоновых значений в Курганской области). Господин Ожаровский считает, что опасные радионуклиды вместе с раствором из трубы попали в окружающую среду.
«Никто эти радионуклиды не контролирует, они могут развеяться с ветром, размываться дождем. Мы их можем либо вдохнуть, либо они к нам попадут с пищевой цепочкой, ведь в этих местах пасется скот, выращиваются зерновые. “Далур” никогда не говорил, что во время добычи могут быть утечки. Мы случайно обнаружили это место в лесу, а сколько таких утечек еще было или может быть, никто не знает»,— рассказал “Ъ-Южный Урал” Андрей Ожаровский.
Координатор штаба Алексея Навального в Курганской области Алексей Шварц сообщил, что активисты обратились с жалобами на нарушение экологического законодательства в региональное управление МЧС, правительство Курганской области, областной департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды. Также были направлены требования «Далуру»: обозначить знаками радиационной опасности все места добычи урана и трубопроводы с радиоактивными растворами, провести анализ проб грунта в местах предполагаемых утечек, раскрыть информацию о рисках, связанных с добычей урана в Зауралье.
В управлении МЧС по Курганской области и в региональном правительстве не смогли оперативно прокомментировать ситуацию с возможным радиоактивным загрязнением почвы. Запросы “Ъ-Южный Урал” к моменту сдачи материала остались без ответов.
АО «Далур» опровергает информацию об утечке уранового раствора из трубопровода в Далматовском районе. «Распространенные сведения не соответствуют действительности. Впрочем, как и распространявшаяся ранее данными “активистами” информация о том, что на АО “Далур” якобы происходили аварии, о том, что “Далур” принадлежит Египту и прочая чушь. Возникновение утечек опасных веществ полностью исключено. За все годы добычи урана в Зауралье ни одной аварии или ЧП зарегистрировано не было»,— заявил руководитель службы по связям с общественностью АРМЗ Юрий Мурашко. По данным компании, метод скважинного подземного выщелачивания, который используется при добыче урана в Курганской области, «является самым экологически чистым и безопасным способом отработки месторождений».
АО «Далур» осваивает способом скважинного подземного выщелачивания два месторождения — Далматовское и Хохловское. Также ведется разведка Добровольного месторождения в Звериноголовском районе. АО «Русбурмаш» (специализированная компания уранового холдинга АРМЗ по проведению геологоразведочных работ, входит в «Росатом») планирует пробурить на его территории 238 скважин. В 2019 году жители поселков Труд и Знание на общественных слушаниях одобрили проект освоения Добровольного месторождения урана.
«Далур» провел 28 июля общественные слушания о строительстве ядерной установки в селе Уксянское Далматовского района. В Уксянском сельсовете рассказали, что на слушания зарегистрировались 13 человек. Местные жители молча выслушали докладчика компании. Вопросы задавал только представитель штаба Алексея Навального. «“Далур” не смогли ответить на вопросы, записали их и сказали, что ответят позднее»,— заявил на условиях анонимности собеседник “Ъ-Южный Урал”, присутствовавший на слушаниях. 29 июля прошли аналогичные слушания в селе Трусилово Шумихинского района. Первый заместитель главы Шумихинского района Оксана Двизова сообщила, что на них присутствовали более 80 жителей района. «Были приняты замечания и предложения»,— сказала госпожа Двизова. На вопрос, есть ли в Трусилово протестующие против добычи урана люди, госпожа Двизова ответила, что не будет давать комментарии. В Трусиловском сельсовете сказали, что слушания прошли «очень сложно» и «вопросов было много». На 30 июля назначены слушания о строительстве ядерной установки в поселках Труд и Знание Звериноголовского района.
Руководитель проекта энергетической программы Greenpeace России Рашид Алимов считает, что необходимо провести полное обследование места, где было обнаружено радиоактивное загрязнение. «Озвученные цифры, конечно, говорят о повышенном радиационном фоне. Но влияет на человека не только доза. Важно понимать, какие радионуклиды находятся в окружающей среде. Если мы говорим про уран, то это в значительной мере альфа-частицы. Нужно отбирать пробы на загрязнение альфа-частицами и конкретными радионуклидами почвы и воды. Только тогда можно дать оценку. Я знаю, что в Кургане такие анализы делали и находили некоторые превышения в воде»,— отмечает господин Алимов.
Эксперт отмечает, что метод добычи урана путем скважинного подземного выщелачивания может быть связан с рисками для экологии и людей. «Когда процесс происходит под землей, часть жидких радиоактивных отходов остается под землей. Есть опасения, что при переходе из нерастворимой формы в растворимую такие отходы могут попадать в подземные воды. В районе находятся водоносные горизонты, пойма реки Тобол, может происходить вымывание радиоактивных соединений, и все это может попадать в колодцы. Мы в Greenpeace внимательно следим за этой ситуацией»,— говорит Рашид Алимов.