Областное дежавю
Александр Дрозденко получит прошлых конкурентов на губернаторских выборах
Главе Ленобласти Александру Дрозденко предстоит конкурировать на губернаторских выборах с теми же соперниками, что и в 2015 году. Это Андрей Лебедев из ЛДПР, Александр Перминов от «Справедливой России» и Александр Габитов из «Гражданской платформы». Однако, в отличие от прошлой избирательной кампании, в ней не будет кандидата от КПРФ. Выдвиженец от партии Вадим Гришков не смог пройти муниципальный фильтр.
В среду, 29 июля в Леноблизбиркоме завершился прием подписей муниципальных депутатов для регистрации на губернаторских выборах. Необходимое количество удалось собрать губернатору Ленобласти Александру Дрозденко, который занимает этот пост с 2012 года («Единая Россия»), руководителю фракции «Справедливой России» в областном ЗакСе Александру Перминову, главе фракции ЛДПР в региональном парламенте Андрею Лебедеву, президенту «Союза промышленников и предпринимателей Ленобласти» Александру Габитову из «Гражданской платформы». Все они уже участвовали в губернаторских выборах пять лет назад.
Решение о регистрации кандидатов принимается в течение десяти дней с момента подачи ими документов, сообщил “Ъ” заместитель председателя Леноблизбиркома Иван Макаров. «Проверка по трем кандидатам, которые сдали свои документы ранее, уже завершена. Это Александр Перминов, Андрей Лебедев и Александр Габитов. Мы планируем их зарегистрировать. По Александру Дрозденко проверка еще идет»,— сказал Иван Макаров.
Не удалось пройти муниципальный фильтр кандидату от КПРФ — доценту кафедры государственного и муниципального управления Северо-Западного института управления РАНХиГС Вадиму Гришкову, руководителю юридического департамента «Объединенной юридической коллегии» Валерию Шинкаренко («Родина»), атаману в станичном казачьем обществе «Станица Ладожская» Александру Калинину (Партия социальной защиты).
Вадим Гришков объяснил “Ъ”, что он направил в Леноблизбирком 112 подписей, тогда как нужно минимум 155. Его поддержали и несколько депутатов из «Единой России», но он решил не подавать их документы, чтобы «не подставлять». «Я знал, что участие в выборах для представителя оппозиции — это очень непросто, но что оппоненты будут идти на такие бесчестные поступки… Некрасиво убирать с должности председателя постоянной комиссии по экологии ЗакСа нашего однопартийца (Николая Кузьмина.— “Ъ”), расторгать договоры аренды помещений с местными отделениями КПРФ. Что придумают завтра? Шины проколют?» — говорит он.
Александр Калинин сообщил “Ъ”, что он рассчитывал на поддержку самовыдвиженцев, но с нужным количеством договориться не удалось и он передумал собирать подписи. «Без согласия действующего губернатора муниципальный фильтр преодолеть невозможно»,— пояснил он. Господин Калинин добавил, что глава региона не хотел допускать до выборов сильных кандидатов. «Мы с самого начала понимали ситуацию, но рассчитывали на здравый смысл. Также надеялись на то, что губернатору самому будет выгодно, чтобы было несколько кандидатов левой ориентации, чтобы они друг у друга отобрали голоса»,— признался господин Калинин.
С похожей проблемой во время прохождения муниципального фильтра столкнулся и кандидат от партии «Родина» Валерий Шинкаренко. Изначально муниципальные депутаты готовы были его поддержать, но из-за «ужесточения контроля» над ними, решили отказаться, говорил он. В итоге господин Шинкаренко снялся с выборов (см. “Ъ” от 28.07.2020).
Вице-губернатор Ленобласти по внутренней политике Алексей Кондрашов не согласен с высказываниями кандидатов: «Никаких таких договоренностей и четких указаний не было». Он объяснил, что хоть большинство муниципальных депутатов в регионе и являются членами «Единой России», они поддерживали кандидатов от других партий, «чтобы создать конкурентную среду». Что касается господина Шинкаренко, то у него возникли проблемы с прохождением муниципального фильтра в связи с тем, что у него практически отсутствует политический бэкграунд, так как он не был депутатом или членом общественного объединения в Ленобласти, отмечает господин Кондрашов. «А атаман (Александр Калинин.— “Ъ”) оказался в политической истории только в апреле. О нем вообще никто не знал и не слышал»,— считает Алексей Кондрашов. Вадим Гришков же муниципальный фильтр не прошел из-за раскола внутри партии, так как часть коммунистов поддерживала первого секретаря Ленинградского обкома КПРФ Андрея Попова, полагает чиновник.
Для того чтобы пройти муниципальный фильтр, кандидатам от партий нужно было собрать от 155 до 162 подписей в свою поддержку. Большинство муниципальных депутатов в Ленобласти представляют «Единую Россию» — 1528 мандатов. Далее следуют самовыдвиженцы (286 мандатов), КПРФ — 135, «Справедливая Россия» — 57, ЛДПР — 54. У «Родины» всего один мандат, а у Партии социальной защиты и «Гражданской платформы» — ни одного.
Муниципальные депутаты от «Единой России» готовы давать подписи представителям других партий только в рамках достигнутых кулуарных договоренностей, говорит политолог, доцент кафедры политической психологии СПбГУ Александр Конфисахор. «Сложно представить, что коммунист придет к единороссам, выступит перед ними, они расплачутся и отдадут ему свои голоса. Такое бывает только в американском кино»,— иронизирует он. Видимо, было решено не давать кандидату от КПРФ возможности заработать политический капитал, считает политолог.
Из-за муниципального фильтра выборы постепенно превращаются в ритуальное действие, говорит президент фонда «Республика» Сергей Цыпляев. «Если одна партия контролирует муниципальный фильтр, то она контролирует весь процесс. А дальше допускаются только те спарринг-партнеры, которые, на их взгляд, не являются опасными»,— подчеркивает эксперт. «Пока действует муниципальный фильтр, мы можем расслабиться, наблюдать за процессом и получать удовольствие»,— добавляет он. Победитель этих выборов понятен, остальные делают вид, что участвуют в выборах, но в лучшем случае зарабатывают очки, уверен господин Конфисахор.