Сказка о потерянном имени
Ксения Рождественская об истории Алис Ги, первой женщины-режиссера, рассказанной голосом Джоди Фостер
Третьяковская галерея возобновляет свои кинопоказы российской премьерой фильма-расследования «Будь собой: Неизвестная история Алис Ги-Блаше» Памелы Б. Грин об удивительной истории первой в мире женщины-режиссера. Будучи секретаршей Гомона, она начала снимать фильмы, экспериментировала со звуком и цветом, потом построила собственную киностудию, ее работами восхищались Эйзенштейн и Хичкок, а ее фильмография насчитывает более тысячи фильмов
Когда Алис Ги пришла на собеседование в компанию Gaumont, ей сказали: «Вы слишком молоды». Она ответила: «Это пройдет». Ее взяли на работу.
В 1896-м Алис Ги, двадцатитрехлетняя секретарша Леона Гомона, решила попробовать снимать кино. Гомон не был против, но с условием, что это не будет мешать ее основной работе. Первая женщина-режиссер в истории кинематографа, она сразу начала с экспериментов с техникой съемки, делала цветные (точнее, раскрашенные) и музыкальные звуковые фильмы в самом начале ХХ века, работала во Франции и Америке, построила студию Solax и стала президентом собственной кинокомпании, прошла через банкротство и полное забвение. На стене ее студии была надпись: «Будь собой» — это выглядело предельно странно в те времена, когда перед камерой было принято актерствовать. Ее фильмы (а на ее счету больше 20 полнометражных фильмов, а всего — около тысячи) вдохновляли Эйзенштейна и Хичкока, но в последние годы жизни она занималась в основном тем, что писала мемуары, которые никто не хотел публиковать, пыталась указать на ошибки в киноэнциклопедиях, где ей приписывали чужое кино или вовсе о ней забывали, и надеялась найти пленки со своими фильмами, пропавшие за время Великой депрессии и Второй мировой войны. Она оказалась практически стерта из истории кино.
Документальный фильм Памелы Б. Грин об Алис Ги (в замужестве — Ги-Блаше), в 2018 году участвовавший в программе «Cannes Classic» Каннского кинофестиваля, стилистически напоминает скорее развлекательное приложение для смартфона. Памела Б. Грин — дизайнер и специалист по титрам, поэтому в ее фильме много титров. А также маленьких экранов, иконок, виньеток, разных шрифтов и анимированных карт, два десятка пятисекундных интервью с кинематографистами, скайп-звонки в разные города и страны, в том числе разговор с Наумом Клейманом и многочисленными потомками Алис Ги, поиск писем и фотографий, поиски камеры, похожей на ту, которой снимала Алис, попытки снять покадровые ремейки ее фильмов. Этот синдром дефицита внимания мог бы утомлять, если бы Памела Б. Грин снимала подробный байопик первой женщины-режиссера. Но «Будь собой» — это невероятно увлекательный документальный детектив, в котором каждый случайный собеседник дает еще один ключ к еще одной загадке. Проблема оцифровки старой видеопленки — на которой не окажется ничего судьбоносного,— здесь так же важна, как разговор с киноманом, коллекционирующим фильмы Алис Ги-Блаше.
Но главное, что оправдывает все это мельтешение,— в фильме есть героиня: Памела Б. Грин показывает отрывки из картин Ги-Блаше, пусть и в клиповой нарезке, на экране появляется сама Алис в записи интервью 1960-х годов, ироничная, спокойная,— и ее уверенность в собственной правоте, в том, что она — часть большой истории, становится основой фильма. Забвение — это временно. Это пройдет.
И это проходит.
Алис, еще в 1906 году снявшая комедию о гендерных стереотипах «Последствия феминизма», в которой мужчины начинают вести себя как женщины, а женщины — как мужчины, не пользуется возможностью назвать себя жертвой мужского мира. Когда ее спрашивают, каково было ей, женщине, заниматься кино, то есть «мужской работой», она удивляется: в Америке с этим проблем не возникало. Во Франции — да, к женщинам относились иначе.
Режиссер и кинопросветитель Марк Казинс, в том же 2018 году выпустивший свою 14-часовую одиссею «Женщины снимают кино» — там, кстати, есть и работы Алис Ги-Блаше,— называет то, что произошло с ее ролью в истории кино, «сексизмом через умолчание»: любого человека можно вычеркнуть откуда угодно — просто потому, что историю пишут победители. Но «Будь собой», к счастью, не превращается в обвинительную речь против мужчин-продюсеров, захвативших кинематограф и переписавших историю кино под себя, хотя такая мысль в фильме звучит. Задача — не найти виноватого, а восстановить правду. Быть собой.
Памела Б. Грин и продюсеры фильма Роберт Редфорд и Джоди Фостер (она же — закадровый голос, рассказчик «Неизвестной истории») надеются, что этот фильм не просто познакомит зрителей с Алис Ги-Блаше, но и даст людям понять, что история, по словам Памелы Б. Грин, «постоянно меняется». Но фильм делает больше: он показывает, что исследовать историю и восстанавливать справедливость — это захватывающе интересно.
Большой зал Новой Третьяковки (Западное крыло), 1 августа, 17.00