Картель движется к уголовному суду
Но шансы выиграть антимонопольный спор с ФАС остаются высокими
У бизнеса достаточно высокие шансы выиграть в суде споры с ФАС по антимонопольным нарушениям, следует из экспертного «Бюллетеня антимонопольной статистики за 2019 год». Статистика фиксирует рост споров по картельным делам и активизацию уголовного преследования по ним. Опасения экспертов, комментирующих расчеты бюллетеня, вызывают стандарты доказывания существования картелей и карательный подход ФАС по отношению к ним. В самой службе наращивание числа уголовных дел, связанных с антимонопольными делами, поясняют необходимостью выполнения поручения президента о борьбе с картелями, а в целом с представленной статистикой по обжалованию споров не согласны.
За 2019 год суды вынесли 739 решений о нарушениях закона «О защите конкуренции» (ФЗ-135) по наиболее популярным претензиям ФАС к бизнесу о доминировании компаний на рынке и антиконкурентным соглашениям (ст. 10 и 11), но в трети случаев предпринимателям удалось оспорить решение ФАС, следует из подготовленного членом экспертного совета при правительстве Вадимом Новиковым «Бюллетеня антимонопольной статистики». При этом процент дел, по которым удовлетворяются требования, снижается.
Так, полностью или частично в 2019 году бизнесу удалось оспорить решение в 37% случаев против 41% в 2018-м.
Управляющий партнер Kulik & Partners Law.Economics Ярослав Кулик объясняет это снижением качества работы арбитражных судов. «Судьи часто просто копируют позиции антимонопольных органов, не перегружая текст мотивировками»,— полагает он. В целом у бизнеса достаточно высокие шансы на выигрыш в суде вне зависимости от типа дел: только в первой инстанции предпринимателям удалось оспорить решения по ст. 10 и 11 в 34% и 41% случаев соответственно (36% и 50% в 2018 году).
Негативной, по мнению авторов бюллетеня, тенденцией является существенный рост количества разбирательств по картельным сговорам — на них приходится треть споров. Цитируемые эксперты сходятся во мнении, что такие дела в основном касаются нарушений на торгах, а не «классических картелей». «Все больший объем финансов распределяется через торги, что увеличивает число госзакупок и объем потенциальных нарушений. ФАС направляет все больше внимания и усилий на контроль в этой сфере»,— поясняет управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский. При этом по делам о картелях часто проходит малый бизнес с оборотом до 400 млн руб., которые не могут ограничить конкуренцию: всего на них приходится 49% судебных споров с ФАС. Как полагает Вадим Новиков, малый бизнес действительно может нарушать законодательство, например, симулировать конкуренцию, привлекая к торгам подставных участников, «но это не картели, антимонопольный состав в таких случаях, по сути, подтягивается».
Эксперты, комментирующие статистику господина Новикова, обращают внимание, что ситуация по картелям становится тревожной: в 2019 году наметилась тенденция уголовного преследования (ст. 178 УК) компаний за картельные сговоры при снижении стандартов доказывания картеля.
Этому способствует «как антикартельная политика, так и законодательные инициативы ФАС по ужесточению ответственности за картели», считает господин Кулик. Ранее служба добивалась ужесточения уголовной ответственности за картели и усиления «антикартельных» полномочий ФАС, однако проект столкнулся с критикой бизнеса и депутатов (см. “Ъ” от 2 декабря 2019 года). Впрочем, вчерашнее решение Самарского областного суда о пересмотре приговора главе ООО «Современные медицинские технологии» Сергею Шатило по обвинению в коммерческом подкупе и сговоре на торгах вселило надежду у оппонентов «уголовного уклона» в действиях ФАС. «Уголовный суд не принимает автоматически сторону обвинения — это позитивный сигнал»,— считает Вадим Новиков.
В ФАС с критикой экспертов не согласны, поясняя, что они пользуются «сомнительной методикой». «Если в 2012 году обжаловалось более 90% вынесенных решений по делам о картелях и иных антиконкурентных соглашениях и отменено почти четверть принятых решений, то в 2019 году в суд обжаловано 36% вынесенных решений и отменено судами 3% решений»,— пояснил глава управления ФАС по борьбе с картелями Андрей Тенишев. Рост числа уголовных дел в службе не отрицают, поясняя, что служба и правоохранительные органы выполняют поручение президента по ужесточению ответственности за картели.