Ключи от ставки
Почему депозиты подешевеют, а потребительские кредиты — нет
Кризис заставил банки ужесточить требования к частным заемщикам, а некоторым из них перестать предоставлять кредиты, что привело к сокращению кредитования примерно на 20%. Определил он и перспективы депозитов и кредитов для физических лиц. Доходность вкладов будет снижаться, а кредиты не подешевеют. За исключением ипотечных, поскольку, скорее всего, программа льготной ипотеки под 6,5% будет продлена.
Уровень неопределенности кредитования
На рынке розничного кредитования первой реакцией банков в начале острой фазы кризиса стало довольно резкое ужесточение требований к заемщикам, рассказывает аналитик «ВТБ Капитала» Михаил Шлемов. Прежде всего это коснулось подтверждения доходов: большинство банков обязательным условием кредитования сделало предоставление справки 2-НДФЛ. Более того, часть банков вообще приостановила кредитование занятых в отраслях, которые наиболее пострадали от карантинных мер.
С тех пор ситуация несколько стабилизировалась, но остается неясной. «Сейчас можно констатировать, что риски кредитования носят отложенный характер на фоне активной реструктуризации кредитов, включая предоставление по ним каникул. Учитывая масштабную господдержку, сложно оценить, сколько людей потеряет платежеспособность после завершения периода реструктуризации»,— отмечает начальник отдела анализа банковского и финансового рынков ПСБ Илья Ильин.
Вместе с тем, по мнению Михаила Шлемова, положение дел лучше, чем ожидали банки в самом начале карантина в апреле: и случаев, когда заемщики вынуждены были воспользоваться реструктуризацией кредитов, не так много, и рост просроченной задолженности ниже того, что прогнозировался. «Мы думаем, что катастрофического ухудшения качества розничных кредитов пока удалось избежать,— говорит он.— И по мере того как карантинные ограничения будут сниматься, а деловая активность — восстанавливаться, будут смягчаться и требования к заемщикам».
Что касается самих заемщиков, то, по словам вице-президента банка «Санкт-Петербург» Дмитрия Алексеева, спрос на кредиты с их стороны заметно снизился в апреле—мае, но быстро восстанавливается — в сегменте необеспеченных потребительских ссуд уже в июне объем заявок вернулся к докризисным уровням. При этом объемы выдачи, по его прогнозам, будут отставать примерно на 20% от того уровня, который мог бы быть, если бы не случилось эпидемии.
«Я думаю, что даже если какие-то банки вводили более жесткие условия выдачи потребительских кредитов на пике кризиса, они уже отменены,— рассказывает банкир.— Падение же объемов выдачи больше связано с вопросом, брать или не брать кредит, нежели с желанием банков кредитовать. Уровень неопределенности сейчас довольно высок, поэтому клиенты пытаются по возможности обойтись без кредитных денег. Зачастую, подавая заявку, клиент просто проверяет, доступен для него кредит или нет, но решение о его получении он откладывает до самого последнего момента».
В пределах ипотеки
В сегменте ипотечного кредитования, по словам Дмитрия Алексеева, спрос поддерживается за счет госпрограммы «Ипотека-2020», дающей возможность получить кредит по ставке до 6,5% годовых (подробнее об этом — в номере «Ъ-Банка» от 2 июня). «70–75% активности сместилось туда, клиенты массово переходят на эту программу из других программ ипотечного кредитования»,— отмечает он.
Что касается ставок по розничным кредитам, они пока не торопятся снижаться, несмотря на то что Банк России с апреля приступил к довольно резкому снижению ключевой ставки, опустив ее за два месяца на 1,5 процентного пункта — с 6%, до 4,5% годовых. В мае средневзвешенная ставка по рублевым кредитам физлицам на срок от одного до трех лет составила, по данным ЦБ, 14,21% годовых против 14,90% в апреле, 13,89% в марте и 14,34% в феврале.
Три ключевых компонента, которые влияют на ставку по кредиту,— стоимость фондирования, уровень кредитного риска и накладные расходы на выдачу кредита, поясняет Дмитрий Алексеев. Фондирование подешевело, кредитный риск вырос из-за падения доходов населения, накладные остались на сопоставимом уровне. В итоге ставки по кредитам изменились незначительно.
«Рост кредитных рисков, а также сохранение расходов банков на поддержание ликвидности, безусловно, приводит к замедлению темпов сокращения базовых ставок по кредитам,— говорит Илья Ильин.— Поэтому с начала кризиса фактически не наблюдается активного снижения ставок по ипотеке или потребительским кредитам, несмотря на снижение ключевой ставки». Что касается дальнейшей динамики ставок, то он прогнозирует, что «в среднесрочной перспективе смягчение процентной политики Банка России приведет к ощутимому снижению кредитных ставок для населения».
Михаил Шлемов, в свою очередь, отмечает, что динамика ставок будет сильно различаться в зависимости от типа кредита. «Я не думаю, что в сегментах кредитов наличными, автокредитовании и кредитных карт уровень процентных ставок будет значительно меняться в ближайшей перспективе,— говорит он.— Поскольку общий рост уровня кредитного риска по таким ссудам в связи с кризисом оказывает на рынок большее влияние, чем снижение ставки ЦБ. Банки смотрят на кредитные продукты с точки зрения доходности на капитал, и при анализе оказывается, что снижения стоимости фондирования хватает лишь на покрытие увеличивающихся кредитных рисков и повышенных требований по капиталу, на снижение ставки для заемщика ресурсов уже не остается».
Ожидать существенного колебания ставок по потребительским кредитам не стоит, полагает председатель правления банка «Русский стандарт» Александр Самохвалов, хотя они снизятся вслед за ключевой ставкой, что будет заметно в большей степени надежным заемщикам с хорошей платежной дисциплиной. Ставки по ипотеке зависят от государственной поддержки и субсидирования ставок, поэтому в данном сегменте, по его мнению, выше вероятность снижения в краткосрочной перспективе и диапазон шире — до 1 процентного пункта, что отражает уровень снижения ключевой ставки Банком России.
«Первичная ипотека стала доступнее, вкупе со снижением ключевой ставки ЦБ это даст снижение ставок и по вторичной ипотеке, и по программам рефинансирования жилищных займов,— говорит Михаил Шлемов.— Учитывая снижение ставки ЦБ, я думаю, что сейчас уже можно совершенно четко сказать, что в момент, когда закончится программа господдержки ипотеки под 6,5% (она действует до 1 ноября текущего года.— “Ъ”), никакого роста ставок на ипотечном рынке не произойдет».
Дмитрий Алексеев прогнозирует, что ставки по ипотеке, предоставляемой вне программ господдержки, в ближайшие месяц-два снизятся примерно на 0,5 процентного пункта. «По ставкам в рамках госпрограммы мы тоже увидим какое-то движение, но более мелкими шагами»,— добавляет он. Кроме того, Дмитрий Алексеев полагает, что программу льготной ипотеки под 6,5% продлят — в пользу этого говорит как опыт предыдущих аналогичных программ, так и то, что стимулирование через ипотеку жилищного строительства дает хороший мультипликативный эффект с точки зрения стимулирования экономического роста в целом, что важно для экономики в условиях кризиса.
Равнение на ЦБ
Относительно ставок по депозитам эксперты единодушны: их динамика будет плотно коррелировать с динамикой ключевой ставки ЦБ. «Ставки по вкладам будут неизбежно снижаться, следуя снижению ключевой ставки ЦБ и доходностей рынка государственных и корпоративных облигаций, это очевидный тренд»,— уверен Михаил Шлемов.
«Если ЦБ снижает ставку, то со временем это снижение транслируется в снижение ставок по депозитам, временной лаг обычно составляет один-два месяца»,— говорит Дмитрий Алексеев. Правда, это не означает, что банки снизят ставки уже в ближайший месяц-другой.
«Решение Банка России по снижению ключевой ставки было ожидаемо для многих финансистов, и сам регулятор не раз давал рынку соответствующий сигнал,— отмечает Александр Самохвалов.— Поэтому многие банки уже заложили это снижение в свои действующие предложения. Поскольку регулятор не исключает дальнейшего снижения ключевой ставки, на рынке это может привести к незначительному снижению доходности по вкладам в будущем. Исходя из этого можно спрогнозировать, что ставки по депозитам и накопительным счетам не изменятся в краткосрочной перспективе, но могут снизиться в долгосрочной перспективе — в среднем примерно на 0,5 процентного пункта — в ожидании дальнейшего снижения регулятором ключевой ставки».
«В первой половине июня банки снижали ставки по вкладам с учетом ожиданий решения ЦБ по ключевой ставке,— говорит Илья Ильин.— Тем не менее, на наш взгляд, решение регулятора не полностью отыграно в депозитной политике банков. Можно ожидать, что средние ставки по вкладам в течение лета постепенно опустятся до 4,3–4,5%. Ставки по накопительным счетам, вероятно, снизятся до 3,5–4,0%. Дальнейшее снижение ключевой ставки и усиление сигналов о продолжении смягчения процентной политики ЦБ могут привести к сокращению ставок по депозитам до 4% и ниже».