Фольклорные миллионы
Новый альбом Тейлор Свифт бьет рекорды
Американская поп-звезда Тейлор Свифт выпустила новый альбом «folklore» и побила сразу несколько рекордов музыкальной индустрии. При этом выход диска не сопровождался рекламной кампанией — Тейлор Свифт записала его в условиях карантина, а потом просто сообщила о релизе в Twitter. Рассказывает Борис Барабанов.
Выход нового альбома Тейлор Свифт стал самым крупным событием «постковидной» эры в музыкальной индустрии. Исполнители по всему миру лишены возможности гастролировать, такие крупные артисты, как Тейлор Свифт, не возят по миру свои дорогостоящие стадионные шоу и не зарабатывают на концертах. Музыкантам пришлось сосредоточиться на звукозаписи, и многие уже продемонстрировали результаты своей карантинной творческой активности. С выпуском материала, записанного взаперти, поспешили такие разнокалиберные фигуры, как The Tiger Lillies, Лудовико Эйнауди, Chromeo и Нора Джонс, но артисты категории А Алишия Киз, Bon Jovi и Сэм Смит предпочли перенести свои давно запланированные релизы, надеясь на отложенный всплеск покупательской активности.
На 24 июля, день, в который вышел «folklore» Тейлор Свифт, был запланирован релиз нового альбома Канье Уэста, посвященного его матери, умершей в 2007 году. Интерес к диску стал побочным эффектом политической активности рэпера — он решил баллотироваться в президенты, а параллельно чуть не развелся с женой Ким Кардашьян. С такими вводными конкурентов у артиста быть не могло.
У Тейлор Свифт с Канье Уэстом давние счеты: еще в 2009 году во время вручения певице награды за лучший клип на церемонии MTV VMA Уэст выскочил на сцену, отобрал у нее микрофон и заявил, что награду заслужила Бейонсе.
Потом, правда, извинился. С тех пор их отношения напоминают тлеющий скандал, готовый разгореться в любую минуту. В последний момент выпуск нового альбома Канье Уэста был перенесен на неопределенный срок, предположительно из-за приступа биполярного расстройства у артиста. Вряд ли мы когда-нибудь узнаем, было ли решение Тейлор Свифт выпустить без предупреждения свою новую пластинку связано с инсайдерской информацией, поступившей из стана Канье Уэста, но совершенно очевидно, что многолетний оппонент освободил дорогу для сенсационного релиза певицы.
Информация о выходе альбома «folklore» появилась в ее социальных сетях за 16 часов до его релиза.
Для исполнительницы, которая всю жизнь делала все по правилам и каждый раз перед новым релизом проводила тщательно спланированную рекламную подготовку, это был неожиданный ход.
В твите, анонсировавшем альбом «folklore», было сказано, что соавтором Тейлор Свифт стал музыкант группы The National Аарон Десснер. Со звездами постпанка The National у поп-звезды Свифт была давняя дружба. В 2017 году она включила сразу две песни группы в плей-лист своих любимых песен на Spotify. Они соседствовали там с Arcade Fire, Iron & Wine, The xx и Bon Iver. То есть любовь к тому, что в США принято классифицировать как «альтернативу», возникла у Свифт не вчера.
Аарон Десснер отличился еще в самом начале локдауна, написав вместе с Майклом Стайпом (экс-REM) созвучную времени, полную щемящей грусти песню «No Time For Love Like Now». Не исключено, что именно она стала для Тейлор Свифт толчком к коллаборации с Десснером. Во всяком случае хронологии событий это не противоречит — их совместная работа началась в конце апреля.
Однако того трагического надлома, который приковывает внимание к «No Time For Love Like Now», в песнях с «folklore» нет. Тейлор Свифт взрослеет, но, как мы знаем из недавнего фильма «Мисс Американа» (см. “Ъ” от 21 февраля), меньше всего хочет быть причиной чьего-либо дискомфорта и больше всего в мире нуждается в одобрении. Среди новых песен нет поп-бэнгеров, и правы журналисты Billboard, которые в первой же рецензии на «folklore» интересуются: «Что же из этого попадет на радиостанции формата ''Top40''? Что она споет на следующей церемонии MTV VMA? На какие цифры продаж в первую неделю она нацелилась?»
Правда, с цифрами все ясно уже сейчас. За первые сутки после релиза поклонники послушали «folklore» рекордные 80,6 млн раз на Spotify и 35,47 млн раз — на Apple Music. В глобальном чарте Spotify 8 из 10 верхних позиций также заняли песни из «folklore». Согласно свежим данным, которые привел Billboard, за первые три дня было продано 500 тыс. цифровых копий альбома «folklore». Это превосходит показатели первой недели альбома Juice WRLD «Legends Never Die», который до сих пор считался лучшим по продажам в 2020 году. Тейлор Свифт подтвердила свой статус единственной исполнительницы с более чем 500 тыс. экземпляров альбома, проданных в первую неделю.
Итоги первой недели продаж будут обнародованы в понедельник, 3 августа, но можно быть уверенным в том, что альбом возглавит все недельные чарты и поставит все возможные рекорды 2020 года.
Это происходит с альбомом, для которого блистательная Тейлор Свифт подготовила восемь вариантов черно-белой обложки в духе скандинавских блэк-металлистов. С альбомом, на первый сингл которого, «cardigan», она сняла клип в меланхоличных болотистых тонах. С альбомом, в отношении которого употребляют эпитеты «камерный», «интроспективный» и даже «готический». Пугаться не стоит. Это не поп-музыка из спальни, хоть и опирается она не на бит, а на приглушенные клавишные и трепетные струнные. Клип «cardigan» все равно очень дорогой и изобретательный, а инструментальные партии для «folklore» записывали в десяти разных городах — технологии позволяют.
В очередь с Аароном Десснером над песнями работал многолетний партнер Тейлор Свифт Джек Антонофф. Уж он-то точно знает, как угодить ее фанатам. Перед нами по-прежнему поп-продукция с прицелом на широкие массы. Камерным карантинным альбомом она лишь прикидывается. И если бы вдруг произвести фурор не удалось, Тейлор Свифт всегда могла бы сказать: «Не судите строго, это я так, набросала под фортепиано, наедине со своими мыслями. Смотрите, я даже название альбома пишу с маленькой буквы».