Дебаты о климате становятся жарче
Модель углеродного регулирования в РФ разжигает споры
На фоне оценок возможных финансовых потерь российских экспортеров в связи с планами Евросоюза ввести налог на углеродоемкий импорт активизировалась работа по принятию российского закона о внутреннем углеродном регулировании. Большинство ведомств уже согласовали последнюю версию готовившегося пять лет законопроекта Минэкономики, однако с критикой документа выступают экологи и советник президента РФ по климату Руслан Эдельгериев.
Закон «О государственном регулировании выбросов парниковых газов» должен заложить основу для отчетности компаний о таких выбросах, а также для выработки мер по их снижению. В ходе пятилетней разработки документа в нем то появлялись, то исчезали нормы о введении целевых показателей выбросов для предприятий и экономических механизмов регулирования (сбор за превышение уровня выбросов, квотирование и углеродный рынок, углеродный налог). Как правило, против более жестких формулировок выступал ряд отраслевых министерств и часть бизнеса (в том числе РСПП) — они считали, что избыточные требования утяжелят финансовую и административную нагрузку.
Заключительная версия законопроекта Минэкономики вводит углеродную отчетность для компаний и называет приоритетом поддержку добровольного проектного механизма для бизнеса.
Дополнительные же меры углеродного регулирования могут быть приняты правительством в случае риска недостижения целевых показателей по выбросам.
По итогам прошедшего в конце прошлой недели совещания у вице-премьера Виктории Абрамченко ведомствам было поручено ускорить работу над документами по климатической политике, в том числе представить в аппарат правительства согласования по проекту закона о регулировании выбросов парниковых газов уже к 27 июля.
По данным “Ъ”, законопроект в итоге согласован почти всеми ведомствами, Минфин представил ряд технических замечаний. Однако документ не был поддержан советником президента РФ по климату Русланом Эдельгериевым.
«Без формирования в России системы торговли выбросами, создающей условия для их снижения путем модернизации производств, повышения их энергоэффективности и реализации проектов поглощения парниковых газов, законопроект представляется ущербным для государства»,— сказал советник “Ъ”.
Кроме того, вчера организация «WWF России» направила в аппарат Виктории Абрамченко письмо с критикой законопроекта (есть у “Ъ”). Экологи предлагают вернуть в него положения о рыночных механизмах и более жестких мерах регулирования, в частности о порядке оборота углеродных единиц. В «WWF России» считают, что только добровольных действий компаний по осуществлению проектов недостаточно, должна быть и плата за сверхлимитные выбросы парниковых газов. В «Гринписе России» заявили о поддержке письма коллег, заявив, что «учет и жесткое регулирование выбросов — это единственный эффективный драйвер модернизации российской экономики».
В РСПП, критиковавшем предыдущие версии проекта, нынешнюю, по словам источника в бизнес-ассоциации, находят «своевременной и нужной». Там полагают, что «подтвержденная и верифицированная отчетность должна стать инструментом защиты российских производителей на мировом рынке в условиях углеродного протекционизма». Олег Плужников, возглавляющий климатическое направление в «Деловой России», плюсом проекта называет его необременительности для бизнеса, а минусом — то, что «он не учитывает в полной мере реалии сегодняшнего дня».
Руслан Эдельгериев отмечает, что практически во всех развитых и развивающихся странах приняты решения о введении платы за выбросы углерода как основного экономического инструмента снижения выбросов либо в виде налога или сбора, либо системы торговли выбросами. «При этом страны, которые не вводят такой системы, все равно вынуждают платить за углерод: либо при экспорте своей углеродоемкой продукции, либо при реализации принимаемых на международном уровне секторальных мер углеродного регулирования (первый такой сектор — гражданская авиация)»,— сказал “Ъ” советник президента.