Дата

65 лет назад «Огонек» писал о матросах броненосца «Потемкин», оказавшихся после легендарного восстания в Румынии

65 лет назад «Огонек» писал о матросах броненосца «Потемкин», найденных им в Румынии, куда они высадились после легендарного восстания и где остались доживать свой век. «Около восьмисот матросов броненосца "Потемкин" высадились в румынском порту Констанца,— напоминал журнал читателям о событии лета 1905 года.— Восстание закончилось неудачей, но героические моряки не склонили головы перед самодержавием. Не имея возможности продолжать борьбу, они предпочли сойти на чужой берег, лишь бы не сдаться на милость царя». Впрочем, моряки сошли на румынский берег на определенных условиях. «Румынское правительство взяло с русских моряков подписку, обязывавшую их не принимать участия в политической жизни страны»,— рассказывал «Огонек», отмечая, что, несмотря на это, «потемкинцы остались верны своим революционным традициям». Потемкинцы после высадки «скитались в поисках работы и пристанища» по стране, кто где смог устроиться — в Бухаресте, Констанце, Плоешти, Кымпине и других городах.

Потемкинцы на страницах «Огонька»

Фото: Архив журнала "Огонёк"

К полувековому юбилею с момента восстания «Огоньку» удалось разыскать на территории тогда уже Румынской Народной Республики 19 бывших матросов броненосца. Многие из них осели в городе Кымпина, где организовали коммуну.


«Сняли дома под общежитие, столовую и правление,— рассказывал журнал.— Вступившие в коммуну полностью отказывались от частной собственности и все необходимое получали с общего склада. Так появилась возможность не только улучшить свои условия жизни, но и оказывать материальную помощь прибывавшим из России политэмигрантам». В числе найденных журналом потемкинцев был и Захар Иванович Куликов, служивший на броненосце электриком, в Румынии активно участвовавший в забастовках и рабочем движении. «Как-то вечером — было это в 1939 году — к Захару Ивановичу зашел знакомый рабочий и попросил поселить в его квартире преследуемого полицией коммуниста». Позже оказалось, что Куликов помог скрыться Константину Пырвулеску, одному из основателей и членов политбюро Компартии Румынии. Тот в долгу не остался: Куликов получал пенсию, а его сын возглавлял «крупное учреждение».

Вся лента