Прессе отказывают от дома
Россияне реже подписываются на газеты и журналы
Востребованность подписки на печатную прессу на второе полугодие упала на 10%. Издатели связывают это с падением доходов населения и ростом цен на подписку из-за увеличения тарифов. Остановить падение невозможно, считают в «Почте России», предлагая подписываться на электронные версии изданий.
Плотность подписки на печатные СМИ в России (число оформленных подписок на 1 тыс. человек) на второе полугодие 2020 года снизилась с 72 в двух предыдущих полугодичных кампаниях до 65, следует из данных «Почты России», с которыми ознакомился “Ъ”.
Сокращение сразу на 10% можно назвать довольно резким, хотя уже несколько лет этот показатель снижается год от года, отметил вице-президент Союза предприятий печатной индустрии (СППИ) Александр Оськин. Он связывает сокращение подписки с падением доходов населения и ростом цен на нее: «Сейчас купить газету в киоске дешевле, чем на нее подписаться». Издатели повысили цены в связи с ростом тарифов «Почты России» для них на 10% в первом полугодии.
Резким снижение «назвать нельзя», не соглашаются в пресс-службе «Почты России»: «Бывали и более сильные спады. Есть издания, которые показывают нулевое падение или рост, и целые регионы, где подписка выросла». Так, например, в Липецкой области показатель плотности подписки на 1 тыс. населения вырос на 4%, тогда как в Тульской — упал на 45%.
Доходы издателей от распространения по подписке в 2019 году составили 16 млрд руб., или 18,5% их выручки, говорится в отчете Роспечати.
Некоторым удается избежать значительного падения этих доходов за счет роста цен — к примеру, выручка Bauer Media Group от подписки снизилась в первом полугодии 2020 года «на единицы процентов», рассказал гендиректор компании Алексей Иванов. Доля подписки в доходах отдельных газет ИД за несколько лет снизилась с 40% до 20–30%, но еженедельных журналов это практически не коснулось — им подписка стабильно дает 5–7% выручки, говорит он.
Доходы ИД «Аргументы и факты» от подписки в первом полугодии упали примерно на 15%, говорит его гендиректор Руслан Новиков. Хотя сам ИД не поднимал цен при последнем повышении почтовых тарифов, для подписчика повышение все равно составило 5%, что не могло не сказаться на динамике, рассказал он. «Чтобы избежать падения доходов, нужно повышать цены пропорционально снижению тиража. Подобные темпы удорожания невозможно выдерживать ни при каких условиях — доходы населения если и растут, то не такими темпами, как повышаются тарифы "Почты" и снижается количество подписок»,— объясняет господин Новиков.
С учетом того, что «Почта России» анонсировала рост тарифов еще на 10% с 2021 года, плотность подписки снизится еще на 15%, прогнозирует Александр Оськин.
Остановить сокращение могло бы возвращение субсидии для «Почты России», считают издатели. До 2014 года она получала из бюджета 3–3,5 млрд руб. в год, что позволяло покрывать убытки от доставки подписных изданий, в 2015 году субсидию отменили. Тарифы на подписку выросли втрое, но эта услуга осталась для «Почты» убыточной: по расчетам СППИ, чтобы покрывать убытки «Почты России» от доставки изданий, сейчас ей требуется 6–9 млрд руб. в год. Как сообщал “Ъ” 13 мая, возвращение этой субсидии предлагал правительству комитет Госдумы по информполитике.
В самой «Почте России», впрочем, возврат субсидии не поддерживают. «Отказ от бумажной подписки — нормальный эволюционный процесс. Он мотивирует искать варианты перехода к предоставлению более актуальных услуг, таких как подписка на электронные версии изданий»,— говорят в ее пресс-службе, напоминая, что и при субсидии подписные тиражи падали. В Минкомсвязи поддерживают эту точку зрения: там ранее заявляли, что даже с субсидией подписка была для «Почты» убыточной, а увеличивать ее бесконечно невозможно.