Без средств на потребление
Жители Татарстана вынуждены сократить расходы даже на продукты
Потребительский рынок в Татарстане продолжает падение. В июне 2020 года оборот розничной торговли сократился на 14,3% к июню предыдущего года. При этом, если сравнивать с другими месяцами пандемии, жители стали еще больше экономить на продуктах. Эксперты ожидают медленного восстановления потребительского рынка, указывая на падение реальных доходов граждан и рост числа безработных в республике.
Согласно данным Татарстанстата, объем оборота розничной торговли республики в июне 2020 года составил 68,2 млрд руб. Это на 11,5% больше, чем в мае. В то же время, если сравнивать с июнем 2019 года, показатель сократился на 14,3%.
В целом за полгода падение потребительского рынка составило 8,4%. При этом пик падения пришелся на апрель и май, когда оборот торговли сократился на 27,6% и 21,7%, соответственно. В марте падение составляло 6,9%, а в феврале — 4,2%. В январе наблюдалась положительная динамика.
Напомним, в конце марте из-за пандемии COVID-19 в Татарстане были введены ограничения на работу бизнеса и перемещение граждан. Были закрыты кинотеатры, фитнес-центры, торговые комплексы, точки общественного питания. А в апреле на фоне режима нерабочих дней фактически остановилась вся сфера торговли и услуг. Работать продолжали только магазины продовольствия и товаров первой необходимости, а также аптеки. С середины мая ограничения начали постепенно отменять. При этом еще в июне были закрыты торговые центры в городах республики и основные залы заведения общепита (они стали работать лишь с 15 июля).
Стоит отметить, что изначально в период пандемии жители Татарстана сокращали свои расходы в основном на непродовольственные товары. Так, в апреле снижение достигло 37,8% к аналогичному периоду 2019 года, а мае составило 26,3%. В июне оборот предприятий торговли такими товарами вырос сразу почти на четверть В результате отставание от прошлого года составило лишь 10,5%. В денежном выражении оборот составил 38,3 млрд руб.
Однако в июне граждане стали больше экономить на продуктах (включая напитки и табачные изделия). Так, если в мае к аналогичному месяцу прошлого года снижение их продаж составляло 16,2%, то в июне — достигло 18,9%. За месяц оборот торговли продуктами сократился на 1,1% — до 29,9 млрд руб.
Рынок платных услуг в июне 2020 года сжался на 22,1%, до 17,7 млрд руб. Объем бытовых услуг — на 29,5%, до 2,36 млрд. Например, парикмахерские, которые открылись в середине мая, смогли выйти только на 33% прежнего спроса, бани — на 37%, химчистки и прачечные — 72%. Повышенный спрос по-прежнему наблюдается только на ритуальные услуги (+4,3% к июню 2019 года).
Оборот общественного питания (в июне кафе, рестораны и бары смогли открыть летние веранды, а также продолжали работать за счет доставки и продажи еды на вынос) вырос в сравнении с маем на 16,3% и достиг 2,04 млрд руб. Однако в сравнении с июнем предыдущего года этот показатель составил лишь 51,8%. То есть пока кафе вышли лишь на половину прежней выручки.
Цены на товары в июне, утверждает Татарстанстат, выросли всего на 0,2% к маю и на 2,2% к концу 2019 года. Больше всего подорожали продукты — на 4,1% с начала года. А крупы и бобовые поднялись в цене с начала года — на 20,5%%, а за последний год — на 30,9%. Овощи с начала года подорожали на 21,2%, в том числе на картофель — на 92,2%.
Согласно официальной статистике, у жителей Татарстана реальная заработная плата сократилась в апреле–мае в среднем на 2–2,2%, хотя до этого наблюдался ее рост. Средняя зарплата в мае достигла 39 тыс. руб. Данные за июнь не приводятся.
«Потребительский рынок напрямую зависит от уровня реальных доходов населения, от ценообразования товаров и услуг, от общей экономической ситуации. В период кризиса потребительские интересы граждан смещаются в сторону наиболее жизненно важных потребностей»,— говорит главный аналитик группы компаний «Алор» Алексей Антонов.
Эксперт обращает внимание, что в Татарстане продолжается рост безработицы (к июню 2020 года число безработных достигло 68,5 тыс. или 3,36% от всеи рабочеи силы, для сравнения на конец июня 2019 года — 0,56%). «Если предположить, что ситуация в июле и августе за счет летнего, традиционного „мертвого“ сезона существенно не улучшится, то можно ожидать медленного восстановления потребительского рынка»,— прогнозирует он. При этом, учитывая отсутствие роста реальных доходов и снижение предложения на рынке труда, по его мнению, «граждане также продолжат экономить даже на продуктах». «Помимо цели обеспечения себя всем необходимым для жизни, есть прочие обязательства — оплата ЖКУ, обеспечение действующих кредитов и тому подобное»,— напоминает господин Антонов.