В Мегацентре непонимания
Как некоторые краснодарские арендодатели повели себя в кризис
Весна и лето 2020 года оказались для арендодателей и арендаторов Краснодара проверкой на прочность. Причем не только с точки зрения убытков, в этой части все, по крайней мере, понятно: можно оптимизировать расходы, арендовать другую площадку. Главные сложности возникали в случаях, когда некоторые арендодатели оказались не готовы идти к диалогу, усугубляя и без того тяжелое положение своих партнеров и контрагентов.
И, пожалуй, самым сложным в этой ситуации будет ответить на вопрос: применимы ли к бизнес-процессам такие понятия, как честность и справедливость? Важно ли то, как долго арендодатель и арендатор друг с другом сотрудничали? Обязаны ли они помогать друг другу в нештатных ситуациях? Или все-таки отношения между субъектами бизнеса – это всегда торг и прав тот, кто сильнее? История ниже хорошо показывает, в каких непростых условиях оказались некоторые краснодарские предприниматели.
Вирус ударил по отношениям
В крайне запутанной ситуации, например, оказался арендатор Мегацентра «Красная Площадь» ООО «Руссо», чей ювелирный магазин на протяжении многих лет работал в этом ТЦ. Ни одна из сторон за все время условий договора не нарушала, и претензий друг к другу у арендатора и арендодателя не было. До вступления в силу карантинных ограничений.
Мегацентр «Красная Площадь» закрылся 28 марта, как и все остальные центры в регионе. Естественно, в тот момент никаких вопросов к Мегацентру быть не могло. Заболеваемость росла, ТЦ действительно являются местом массового скопления людей, и, наверное, закрывать их было необходимо. Вопросы возникали лишь к порядку расчетов между контрагентами.
Тогда ООО «Руссо», как и все прочие арендаторы, обратилось к администрации ТЦ (в распоряжении есть соответствующее письмо) с просьбой внести ясность в порядок оплаты аренды в период, когда торговые площади будут закрыты. Ведь, поскольку вести торговлю компания не могла, было не вполне понятно, почему она должна платить, как прежде, тем более что на тот момент никто не знал, как долго продлятся ограничения. Как многолетний партнер ООО «Руссо» рассчитывало на скидку на базовую арендную плату.
Решением правительства страны арендодателям в 2020 году оказывают меры поддержки. Конечно же, государство помогает им с расчетом на то, что они в свою очередь поддержат арендаторов, своих партнеров
Но что-то пошло не так. В первое время руководство «Руссо» просто не могло дозвониться до отдела аренды Мегацентра. Счет за апрель, который пришел от администрации ТЦ, ООО «Руссо» оплатило авансом еще в середине марта. Напомним, что торговый центр в последующие месяцы был закрыт для посетителей по распоряжению губернатора Краснодарского края.
Еще одной проблемой стала невозможность попасть в определенный период в арендованное помещение. Из-за этого у «Руссо» возникли трудности и с запуском онлайн-продаж – мерой, которая помогла пережить карантинные ограничения многим предприятиям торговли.
Льготные условия с оговоркой
Но главное, на что рассчитывало ООО «Руссо», это равные льготные условия для всех арендаторов Мегацентра. Предприятие просило о повышении скидки на базовую арендную плату в связи с коронавирусными ограничениями.
Однако, как считает ООО «Руссо», попытки наладить диалог с АО «Рамо-М» (девелопером «Красной Площади») фактически зашли в тупик – сторонам не удалось договориться по ключевым вопросам. В частности, арендодатель готов был предоставить определенные запрашиваемые льготы лишь при условии пролонгации договора. Соответствующее письмо поступило от «Рамо-М» 25 мая. Это и стало отправной точкой конфликта. В ООО «Руссо» расценили это как попытку навязать ненужные компании обязательства и отказались.
А поскольку из-за введенных руководством региона ограничений Мегацентр долгое время не работал, ювелирная сеть оказалась в непростом финансовом положении, справляться с которым ей пришлось самостоятельно.
Мегацентр «Красная Площадь» возобновил работу только 21 июня, однако этого дня владелец ювелирного магазина не дождался – уже с 15 июня он решил расторгнуть договор аренды
Мегацентр «Красная Площадь» возобновил работу только 21 июня, однако этого дня владелец ювелирного магазина не дождался – уже с 15 июня он решил расторгнуть договор аренды, о чем официально уведомил за 15 дней арендодателя (письмо есть в распоряжении). Как указано в этом письме, юридическим поводом для этого стало появление обстоятельств непреодолимой силы, четко оговоренное одним из пунктов действующего договора аренды. Действительно, еще в середине марта никто не мог предвидеть, что государство закроет торговые площадки, и, естественно, никто не был в силах как-то это изменить.
Как сказано в письме АО «Рамо-М» к руководству «Руссо» (есть в распоряжении), «временное приостановление коммерческой деятельности и отсутствие доходности арендатора от использования арендуемых помещений не прекращает право арендатора на временное владение арендуемым имуществом и не прекращает его обязанность по арендным платежам».
Неясное будущее
После этого, 22 июля АО «Рамо-М» уведомило об истечении срока договора аренды с 1 августа 2020 года и о требовании передать арендуемое помещение с рядом условий, касающихся арендной платы (письма есть в распоряжении). Как уже было сказано выше, в Мегацентре посчитали, что запрет на работу в период карантина сам по себе не влияет на выполнение обязательств по договору. В ООО «Руссо» же после последних событий заявляют о нерентабельности своего магазина, в связи с чем сеть и приняла решение о прекращении аренды в данном ТЦ.
Просто напомним: торговля была отнесена к наиболее пострадавшим от коронавирусной пандемии отраслям. А торговля ювелирной продукцией рискует пострадать еще сильнее, поскольку она не относится к товарам первой необходимости и очень чувствительна к падению доходов населения. И ощущать кризисные явления эта сфера будет еще очень долго, что и вынудило ООО «Руссо» расторгнуть договор с АО «Рамо-М», ведь о какой долговременной аренде может идти речь, если нет понимания того, будет бизнес прибыльным или нет.
Также напомним, что решением правительства страны арендодателям в 2020 году оказывают меры поддержки. Конечно же, государство помогает им с расчетом на то, что они в свою очередь поддержат арендаторов, своих партнеров. Многие так и делают, стараются пережить этот непростой период вместе, чтобы затем продолжить взаимовыгодное сотрудничество. И именно поэтому так необычна (но показательна) история «Руссо».
Большинство представителей малого и среднего бизнеса города собственных площадей не имеют и крайне сильно зависят от своих арендодателей. Что им делать в ситуации, когда вчерашние «партнеры» вдруг повернутся спиной и начнут выдвигать свои условия, не совсем понятно
Добавим, что ювелирная сеть имеет и собственные магазины в Краснодаре. Поэтому ей есть, по крайней мере, куда перевезти свой товар. И, когда будет нужно, она сможет возобновить розничную торговлю. Однако большинство представителей малого и среднего бизнеса города собственных площадей не имеют и крайне сильно зависят от своих арендодателей. Что им делать в ситуации, когда вчерашние «партнеры» вдруг повернутся спиной и начнут выдвигать свои условия, не совсем понятно. Не исключено, что многим из них будет выгоднее просто закрыть свой бизнес и подать на банкротство, чем пытаться пережить кризис. И, как следствие, городской бюджет потеряет немалую часть доходов. Наверное, такой поворот событий никому не нужен. Но, тем не менее, такое происходит прямо сейчас.
Очень важно, каким будет итог этой истории, ведь она является своего рода прецедентом во взаимоотношениях арендодателей и арендатором. И можно не сомневаться, что внимание к ней будет приковано до тех пор, пока спор не будет урегулирован.
Краснодарская ювелирная сеть «Руссо» основана в 1992 году, одна из первых и самых успешных в Краснодарском крае, работает с лучшими российскими производителями и имеет безупречную репутацию партнера