Ошибка в тесте
“Ъ” разобрался с СМС о сданных тестах на коронавирус, пришедших не по адресу
В соцсетях появились рассказы москвичей, что их уведомили СМС-сообщением о сданных тестах на коронавирусную инфекцию. При этом, уверяют авторы, тест они не сдавали, а пользователь Katherine Yankovski предположила, что по ее медицинской карте «проводят нуждающихся». “Ъ” попросил представителей московской мэрии прокомментировать ситуацию. В департаменте здравоохранения Москвы назвали подобные случаи единичными, объяснив произошедшее тем, что телефонные номера могли быть написаны с ошибкой или неразборчиво, а уведомление приходит после сдачи анализа «на номер телефона, который был указан самим пациентом при сдаче анализа».
На этой неделе две москвички пожаловались в соцсетях, что получили СМС-сообщения, что результат их недавно сданного теста на коронавирус они могут проверить в личном кабинете на портале ЕМИАС. Однако, уверяют авторы постов, тестов они не сдавали. Причем одна из женщин пожаловалась, что получает подобные сообщения регулярно — «раз в три-четыре дня». «Судя по регулярным сообщениям от DIT EMIAS я регулярно сдаю в Москве тест на антитела к COVID и мазок на вирус,— пишет пользователь Katherine Yankovski.— Все бы ничего, но я в тысяче километрах от Москвы». Женщина предположила, что по ее медицинской карте «проводят нуждающихся»: «Что будет, когда вирус найдут? Я не смогу примчаться в Москву на карантин, и пойду по миру с системой "Социального мониторинга" — карточка-то моя, телефон мой, и вообще все мое, кроме меня и анализов».
Напомним, “Ъ” сообщал о жалобах на работу приложения «Социальный мониторинг», которое фиксирует местоположение людей, чей тест на коронавирусную инфекцию оказался положительным (такие пациенты обязаны соблюдать карантин, выбрав самоизоляцию по месту жительства). В середине июля московский омбудсмен Татьяна Потяева сообщала, что получила около 1 тыс. жалоб на приложение. При этом в столичных судах было зарегистрировано более 33 тыс. исков от тех, кому был автоматически выписан штраф в рамках работы приложения (составляет 4 тыс. руб.).
Как сообщила “Ъ” получившая СМС о прохождении теста Татьяна Нечаева, указанный анализ пока в ее личном кабинете не отобразился, однако «пока не прошло три дня» — срок, указанный в СМС. «Ранее я сдавала тесты на COVID, было подозрение,— рассказала она.— Я отсидела карантин, и эти анализы у меня в кабинете есть». По словам госпожи Нечаевой, после ее сообщения в соцсетях и запросов “Ъ” в департамент здравоохранения Москвы, а также в департамент информационных технологий (ДИТ) с ней связались представители ДИТ и попросили контактные данные для проверки.
В департаменте здравоохранения “Ъ” сообщили, что «была организована проверка». «В обоих случаях СМС-уведомление пациентам было отправлено корректно,— заявили в департаменте.— В ходе проверки выяснилось, что их номера были указаны как контактные». Как пояснили в ведомстве, уведомление приходит после сдачи анализа на коронавирус «на номер телефона, который был указан самим пациентом при сдаче анализа»: «Уведомление не может быть направлено кому-то другому. Такая ситуация возможна только в случае некорректно предоставленных данных. Например, пациент некорректно указал телефонный номер, заполнил данные неразборчивым почерком».
В департаменте уверены, что «случаи, когда СМС-уведомление попадало другому человеку, единичны и при их появлении в обязательном порядке выявляются и устраняются причины, из-за которых мог произойти инцидент».
«Также подчеркиваем, что ситуация, когда один пациент сдает анализы, воспользовавшись личными данными другого, недопустима,— указали в депздраве.— На сдачу теста пациенту необходимо брать с собой паспорт и полис ОМС. Для дополнительного контроля за оказанием медицинских услуг, пациенты могут воспользоваться своей электронной медицинской картой, в которую должны быть внесены соответствующие записи». В ведомстве также призвали в случае, «если пациент в своей медицинской карте видит медицинские услуги, которые ему оказаны не были, обратиться в страховую компанию или департамент здравоохранения Москвы».
В департаменте информационных технологий “Ъ” ответили менее определенно: «В соответствии с постановлением правительства Москвы №196-ПМ Департамент информационных технологий является оператором ГИС "Единая мобильная платформа города Москвы" (ГИС ЕМП). Одной из основных целей создания ГИС ЕМП является повышение качества предоставления государственных, муниципальных и иных услуг за счет технологического обеспечения взаимодействия органов и организаций с гражданами через мобильные устройства».