«Не думаю, что Лукашенко решится ссориться с Путиным»

Политолог — о готовности Минска передать задержанных россиян Киеву

Белоруссия передала Украине списки задержанных россиян, якобы связанных с « ЧВК Вагнера». Минск просит проверить этих людей на участие в военных действиях на востоке страны, сообщил глава МИД Украины Дмитрий Кулеба. Правоохранители также проверят, имеет ли кто-то из задержанных гражданство страны. Ранее в пригороде Минска власти задержали больше 30 россиян, которые по данным белорусских властей, могут быть связаны с частной военной компанией «Вагнер». По их данным, как минимум 14 из этих людей ранее были замечены в Донбассе. Украина настаивает, чтобы задержанных бойцов экстрадировали в Киев, а не в Москву. В офисе президента Зеленского пояснили, что действия указанных лиц должны быть тщательно расследованы, а виновные — наказаны. Может ли Минск пойти на выдачу задержанных россиян Украине? И как на это отреагирует Москва? Эти вопросы “Ъ FM” обсудил с белорусским политологом Валерием Карбалевичем.

Фото: Belarusian KGB, State TV and Radio Company of Belarus / AP

— В Киеве утверждают, что Минск сам предложил им проверить списки задержанных и якобы не против выдать, особенно тех, кто, действительно, был замечен в Донбассе. Насколько вероятно, что это случится, и зачем это Лукашенко?

— Во-первых, не очень понятно, какие списки белорусская сторона выдала Украине. Потому что в день задержания белорусские власти опубликовали полные списки — фамилия, имя, отчество, дата рождения — 33 человека. Их могли читать все, поэтому смысла передавать их в каком-то особом порядке украинской стороне не было никакого, надо было просто открыть интернет и почитать эти фамилии.

— Но речь, наверное, не только о фамилиях, там ведь паспортные данные, все прочее, чего не было в открытых источниках?

— Да, но я не думаю, что белорусская сторона передаст этих людей Украине. Все-таки тут идет совсем другая игра — задержание этих людей надо рассматривать именно в контексте белорусской избирательной кампании.

И смысл задержаний — запугать общество, застрашить его с тем, чтобы оно не протестовало против несправедливых выборов.

Голосование, напомню, будет 9–10 августа. И единственным практическим результатом этого задержания стало то, что митинги оппозиционного кандидата Светланы Тихановской стала жестче контролировать милиция, проверять, ставить огражденият Собственно говоря, в этом был главный смысл, то есть он внутриполитический. А уж какие-то там внешнеполитические, геополитические игры, я думаю, это на втором месте, и не думаю, что дело дойдет до выдачи. Мне кажется, что как только выборы закончатся, всех этих людей отпустят, вот, и без всякого даже предъявления какого-то обвинения или суда. Может быть, даже и раньше.

— Но, можно ли эту ситуацию рассматривать в таком ключе, что Александр Лукашенко хочет хотя бы какую-то выгоду извлечь из этой ситуации, и вот он сделает доброе дело для Украины?

— Делая доброе дело Украине, он очень сильно ссорится с Россией. Насколько я слышал, сегодня было заседание Совета безопасности России, где обсуждался именно этот вопрос, то есть он вынесен на такой уровень. При этом Белоруссия все-таки в значительно большей степени зависит от России, чем от Украины, и поэтому ссориться с Москвой, с Путиным по такому деликатному вопросу, я не думаю, что Лукашенко на это решится. И какой в этом смысл?

— Следят ли в Белоруссии за здоровьем Лукашенко?

— Здоровье Лукашенко — это страшная государственная тайна, поэтому все может только сводиться к каким-то слухам — вот и на руке было замечен, и забинтованная рука, но что из этого следует, я не знаю, я не стал бы делать каких-то далеко идущих выводов из этого.

Беседовал Марат Кашин

Вся лента