Красно-белый вызов «Зениту»
Александр Кокорин перешел в московский «Спартак»
С прошлой недели спортивные СМИ сообщали о переходе форварда Александра Кокорина, выступавшего за «Зенит», в московский «Спартак» как о деле решенном. Планировалась презентация 1 августа, с момента подписания Кокориным контракта с красно-белым клубом, но мероприятие отложили из-за трагедии в семье нападающего «Спартака» Александра Соболева — у него умерла мама. Наконец 2 августа «Спартак» официально презентовал игрока. Для «Зенита» уход Кокорина означает одно: клуб и те, кто ему покровительствуют, не нашли с футболистом общего языка и обманули ожидания многих болельщиков.
Новый «финт» Александра Кокорина, известного своими выходками, болезненно восприняли поклонники «Зенита». Все-таки футболист уходит в ненавистный «Спартак». Уходит бесплатно — в связи с окончанием срока контракта, который истек 31 июля. Кокорин, которому 29 лет, кто бы что ни говорил,— квалифицированный игрок, особенно по российским меркам. И то, что Сергей Семак, главный тренер сине-бело-голубых, хотел видеть его в «Зените», не выдумка. Фактически один Семак и бился за форварда все это время, пока тот то сидел в тюрьме, то ему запрещали играть, а потом опять-таки против его желания отправили в аренду в «Сочи». «Зенит» или те силы, которым приписывают решения по Кокорину, сделали все для того, чтобы игрок превратился из большого актива в большой пассив. И вместо того, чтобы своевременно продать его, раз он не нужен, теперь «Зенит» наблюдает за тем, как один из лучших его игроков переходит в московский «Спартак».
Во всей этой ситуации, навеянной абсурдной действительностью, окружающей наш футбол, проще всего понять самого Кокорина. Парню не давали играть в «Зените», хотя он этого хотел. Отдали в «Сочи», чтобы, как говорят, Кокорин помог морскому клубу сохранить место в Российской премьер-лиге — за какие-то преференции наверняка. Опять-таки не поставили в известность об этом главного тренера «Зенита». После окончания аренды в «Сочи» футболисту осталось только выбрать, в каком клубе продолжать карьеру. «Зенит» так и не сделал устраивающего всех предложения (или вообще не сделал). За Кокорина боролись «Локомотив», где он начинал, московское «Динамо», где он играл, «Сочи», где президентом Борис Ротенберг. Но все перевесило предложение московского «Спартака». Красно-белый клуб предложил Кокорину годовую зарплату в €3 млн и «подъемные», как сообщают, за подписание контракта (так называемый подписной бонус) в размере €2,5 млн. Какой же футболист откажется от такого контракта (на три года) на склоне игровых лет в отсутствие сопоставимых предложений. И совершенно бессмысленно кидать в спину футболиста камни, говоря, что он предал «Зенит», перейдя в «Спартак». У Кокорина не было ни перед кем никаких обязательств.
Что касается «Зенита», то Сергей Семак, как говорят, устроил легкий «кипиш» по поводу того, что клуб отпустил Кокорина, но быстро успокоился. Решение — политическое, и переживать по поводу него — все равно что обижаться на ветряные мельницы. Чисто для решения футбольных задач Кокорин, конечно, подходил «Зениту». Его можно использовать на разных позициях в атаке, у него российский паспорт, что важно в условиях нового лимита на легионеров (17 россиян плюс восемь легионеров в заявке на матч), он еще полон сил. Сердара Азмуна клуб рано или поздно захочет выгодно продать, а другой форвард, Артем Дзюба, мягко говоря, не молодеет. Хотя он на днях заключил с клубом новый контракт. Однако что поделать, если спортивные соображения часто не имеют в нашем футболе решающего значения. Причину, по которой Кокорин не остался в «Зените», общественности не сообщили. Это, безусловно, имиджевый провал «Зенита», оставляющий большие возможности для спекуляций и досужих домыслов. Можно было сослаться на скромную статистику форварда: за четыре неполных сезона, проведенных в «Зените», Кокорин забил в 62 матчах чемпионата 17 голов, не всегда выходя на поле по причине травм и «приключений»,— столько же в минувшем сезоне забили форварды сине-бело-голубых Сердар Азмун и Артем Дзюба каждый. Но даже и этого аргумента не прозвучало.
Таким образом, «Зенит» потерял игрока, которого хотел видеть главный тренер и который наверняка мог принести пользу. «Спартак» выглядит в этой ситуации победителем. Он оказался наименее ангажированным клубом, наименее подверженным влиянию извне. Переход 29-летнего Кокорина в статусе свободного агента резко поднял акции нового гендиректора клуба Шамиля Газизова, пришедшего в «Спартак» из «Уфы» (где, кстати, он работал с Сергеем Семаком, когда тот тренировал этот клуб). Но, зная Кокорина и его склонность удивлять, все равно сейчас нельзя сказать, что переход игрока осчастливит «Спартак» и обернется минусом для «Зенита» в плане результатов. Что из всего этого выйдет, покажет только игра. О ней, к слову, многие за всеми этими шумными событиями начинают забывать.