«Сегодня, как никогда, хорошее образование делает выпускника конкурентоспособным на рынке труда»
Как цифровая трансформация повлияла на подходы к образовательному процессу в Санкт-Петербургском университете технологий управления и экономики.
О современных подходах к образовательному процессу в университете, цифровизации образования, повышении его качества в условиях усилившейся конкуренции, перспективах дистанционного обучения, а также наиболее востребованных специальностях среди выпускников рассказала первый проректор Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики Светлана Авдашкевич.
— Как повлияла текущая ситуация на работу университета?
— Университет, как большой пароход, уходя в долгосрочное плавание, на борт взял в первую очередь профессиональную команду, необходимый запас ресурсов, обладая устойчивостью к серьезным переменам. Университет в данной ситуации продемонстрировал полную готовность к реализации масштабного проекта перевода на удаленный режим образовательного, воспитательного процесса, администрирования всех жизненно важных процессов. Основной информационной коммуникативной площадкой и цифровыми инструментами для участников образовательного процесса стали официальный сайт и образовательный портал, организован доступ к учебным ресурсам, научным изданиям, базам данных. Технологии дистанционного обучения, разработки электронных курсов, необходимый инструментарий более 10 лет успешно используются вузом. На момент начала пандемии в университете уже обучались 1500 студентов с использованием дистанционных технологий. Лекции в режиме вебинаров, практические занятия во всем многообразии форм интерактивных занятий, промежуточная и государственная итоговая аттестация — все это с успехом провели преподаватели, директора институтов, заведующие кафедрами. Множество образовательных, просветительских проектов, общественных акций, флэшмобов реализовано с участием самих студентов в дистанционном формате: встреча весны в Петербурге, День Победы, чемпионаты, олимпиады. Успешно прошла апробация нового формата работы с абитуриентами — дни открытых дверей, более 200 участников собирали онлайн-мероприятия на презентации университетом образовательных программ, виртуальных экскурсиях и сопровождении правильного выбора будущей профессии. Сейчас в разгаре приемная кампания 2020 — мы ждем своих абитуриентов.
— Изменились ли подходы к образовательному процессу в университете за последние годы?
— Образование становится ориентированным на более осмысленный выбор абитуриентов. Сегодня выпускнику необходима не только соответствующая квалификация, но и цифровые навыки, навыки проектного управления, командной работы, получение управленческих компетенций. Неизменными остается научить учиться, так как учиться необходимо всю жизнь. Подходы к образовательному процессу в университете — это сочетание хорошей фундаментальной подготовки, получение выпускниками прикладных компетенций и способности развивать навыки построения своей профессиональной траектории.
— Каков современный уровень преподавательского состава? Готовы ли преподаватели к происходящим изменениям, связанным с цифровизацией?
— Преподаватель — это всегда первооткрыватель, исследователь, всегда готов к новым вызовам и трансформациям. Ежегодно к нему приходят новые студенты с разным уровнем знаний и ожиданиями, учебные курсы и дисциплины обновляются, открываются новые образовательные программы. Университет в целях расширения инфраструктуры и организационной поддержки преподавателей разработал комплекс инструкций по использованию различных инструментов дистанционного обучения, в том числе для повышения эффективности взаимодействия в новых образовательных условиях. Несомненно, имеющийся опыт университета позволил в кратчайшие сроки перевести образовательный процесс в дистанционный формат. Цифровизация образования — это не только технологии, но и новые подходы к содержанию, подаче материала, созданию новых практик, инструментов и методик. Здесь есть над чем работать.
— По каким программам поток обучающихся в университете существенно возрос? С чем вы это связываете?
— Увеличился спрос на образовательные программы в области IT-технологий, гуманитарного образования (лингвистика, педагогическое образование, психология, управление персоналом), рекламы, медиакоммуникаций. Это связано с прежде всего с дигитализацей всех сфер деятельности и развитием информационных технологий, интерес к иностранным языкам, межкультурным коммуникациям возрос в связи с использованием их в прикладных областях — управлении, туризме, экономике. Управление человеческими ресурсами является важной компонентой успеха любого проекта. В связи с этим работодатели в настоящее время с особой тщательностью относятся к подбору персонала, причем в обязанности HR входит не только подбор кадров, но и большая организационная работа с персоналом и повышение эффективности работы команды. Специалисты по маркетингу, рекламе и PR стабильно входят в десятку самых востребованных профессий, в настоящее время данная сфера активно развивается в России. С развитием диджитал-маркетинга появляется большое количество новых профессий, которые ориентированы на применение цифровых технологий на практике. Современной же медиасфере нужны новые специалисты, профессионалы, владеющие не только творческими методами, но и управленческими и технологическими навыками.
— Каким вы видите будущее университета?
— Университет — это пространство для всех поколений с образовательными программами-трансформерами, движение механизма трансформации обеспечивают фундаментальные знания.
— Считаете ли вы, что разработка стратегии развития вуза на долгосрочную перспективу в настоящее время эффективна?
— Сегодня разработка стратегии университета на долгосрочную перспективу не столь эффективна. На этапе разработки стратегии может отсутствовать ряд важных факторов. К примеру, стратегии развития вузов на пятилетнюю перспективу еще четыре-пять лет назад не учитывали цифровую трансформацию экономики, образования и общества в целом, с новыми технологиями меняется и рынок труда: появляются новые профессии, требуются новые компетенции, вуз должен принимать зеркальные меры. Стратегия важна для определения вектора развития, выбора основных направлений, формирования команды. Успех определяет восприимчивость к изменениям, гибкость и оперативность принимаемых решений, эффективность управления.
— Могут ли окупиться инвестиции в образование при нынешней неопределенности?
— Сегодня как никогда хорошее образование делает выпускника конкурентоспособным на рынке труда. Это персональные инвестиции в свое профессиональное настоящее и будущее. Мало кто получил и получал плохое образование . Хорошее образование — это множество факторов: востребованная рынком труда образовательная программа, фундаментальная подготовка и профессиональные компетенции, умение учиться, развивать свои знания и навыки. Экономический кризис стал триггером для развития развивающихся отраслей и отмирания других. Рынок труда уже давно динамично трасформировался: уходят многие профессии, требуются новые компетенции, возможно в смежных областях, нужно быть готовым к новым вызовам и продолжать учиться на протяжении всей жизни.
— Насколько высокая конкуренция сейчас между вузами? За счет чего происходит борьба за учащихся?
— Конкуренция, несомненно, существует и она высокая, особенно в таком крупном научно-образовательном центре как Санкт-Петербург. Сегодня она строится и на современном подходе к организации образовательного процесса, и на наборе образовательных программ, важна репутация вуза, гарантии трудоустройства и построения успешной карьеры и др.
Однако преимущества же должны быть не столько в большом выборе образовательных программ или в содержании самой программы, сколько в способности вуза меняться, принимать основные тренды развития образования, конкурировать моделями управления и все время доказывать, что он нужен обществу. 2019 год для университета стал знаменательным: по итогам конкурса получена награда правительства Санкт-Петербурга в области качества «За качество товаров, работ и услуг за 2019 год», четыре образовательные программы — дипломанты и лауреаты всероссийского конкурса «100 лучших товаров России».
— Считаете ли вы перспективным онлайн-образование?
— Онлайн-образование — это один из этапов развития образования, а возможно — этап истории образования. Говоря об онлайн-образовании мы в первую очередь говорим о технологичности образования, не меняются цели и содержание. Перспективным, на мой взгляд, его можно рассматривать с точки зрения развития технологий обучения, повышения доступности: в любом случае процесс образования не может быть реализован без участия преподавателя. Содержание образовательной программы, курса, дисциплины остается за преподавателем, заказчиком — в лице профессиональной сферы работодателей, самого потребителя образовательной услуги. И нельзя забывать, что образование — это целостный процесс обучения и воспитания.
— Отмечаете ли вы повышение интереса к бизнес-образованию? Что меняется в этой сфере?
— Спрос на бизнес-образование устойчив и будет только расти. Принято считать, что бизнес-образование необходимо только тем, кто управляет бизнесом, крупными бизнес-проектами. Однако сегодня образование получают врачи, представители сферы образования, культуры, инженеры. Инновационные программы бизнес-образования уже не имеют узкой отраслевой направленности, а обладают функциональной направленностью. Получение навыков общего и стратегического менеджмента, управления человеческими ресурсами, дигитализации и так далее крайне востребовано. Все сферы экономики и общества работают и в условиях цифровой трансформации. В связи с этим бизнес-образование меняется: это кастомизация программ, модульный принцип построения с возможностью вносить изменения, особое внимание уделяется к развитию soft-scills и так далее.