Почетный король Испании отправился в изгнание

Хуан Карлос полностью дистанцировался от своего сына

Череда сотрясавших Испанию скандалов вокруг Хуана Карлоса, который был главой государства в 1975–2014 годах, достигла кульминации: бывший монарх добровольно выселился из королевской резиденции в пригороде Мадрида и, более того, объявил о решении покинуть страну. Эксперты отмечают: Хуан Карлос, который оказался причастен к делу о возможной коррупции, решил взять ответственность на себя и тем самым не так сильно подставлять своего сына, нынешнего короля Филиппа VI и в целом монархию — институт, который в Испании давно находится в кризисе. Впрочем, куда больше на популярности королевского дома может сказаться то, как страна будет выходить из коронавирусного кризиса.

Почетный король Испании Хуан Карлос

Фото: Francois Lenoir/File Photo, Reuters

«Всегда хотел лучшего для Испании и для Короны»

«Ваше Величество, дорогой Фелипе, с тем же стремлением служить Испании, что вдохновляло мое царствование, и с учетом общественного резонанса, который вызвали некоторые прошлые события в моей личной жизни, я хотел бы проявить полную готовность внести свой вклад в содействие осуществлению твоих функций — со всем спокойствием и умиротворением, которых требует возложенная на тебя высокая ответственность» — так по-королевски витиевато Хуан Карлос обратился к своему сыну, ныне правящему монарху Филиппу VI.

Хуан Карлос напомнил, что год назад «выразил свою волю и желание прекратить участие в официальных мероприятиях», а теперь, руководствуясь благими намерениями, готов выселиться из королевского дворца Сарсуэла и покинуть территорию Испании (куда именно отправляется почетный король и на какой срок, он не сообщил).

«Это решение я принимаю с глубокими чувствами, но с полным спокойствием. Я был королем Испании в течение 40 лет, и на протяжении всех этих лет я всегда хотел лучшего для Испании и для Короны», — заверил Хуан Карлос.

И закончил письмо так: «С любовью и вечной привязанностью, твой отец».

В свою очередь, Филипп VI, как отметили в королевской канцелярии, «хотел бы подчеркнуть историческую важность, которую представляет собой правление его отца».

Пойти на такой беспрецедентный шаг Хуана Карлоса заставили скандалы, возникшие вокруг его фигуры. Ранее, в конце июля, испанский суд сообщил о повторном открытии дела, касающегося согласования условий строительства консорциумом испанских компаний скоростной железной дороги Мекка—Медина. Близкая подруга Хуана Карлоса, предпринимательница Коринна Ларсен утверждает, что король получал комиссионные от Саудовской Аравии за посредничество на переговорах — деньги якобы шли на счета подставных лиц в зарубежных банках. Через месяц госпожа Ларсен будет давать показания в суде.

Согласно испанской конституции, король, даже бывший, обладает личной неприкосновенностью: ответить Хуан Карлос может только за свои действия после 2014 года. При этом деньги поступили на швейцарский счет в 2008 году, а контракт на строительство железной дороги был заключен в 2011-м. Между тем источники в Швейцарии, на которые ссылается газета El Pais, не исключают возможности привлечения Хуана Карлоса к расследованию в этой стране.

Как заверил адвокат Хавьер Санчес-Хунко, экс-глава государства будет находиться в распоряжении прокуратуры Испании.

«Хуан Карлос поручил мне сообщить, что, несмотря на его решение переехать в это время за пределы Испании, он в любом случае остается в распоряжении прокуратуры для любых процедур или действий, которые она сочтет целесообразными»,— приводит заявление юриста агентство Europa Press.

Ранее королевский двор уже предпринял ряд шагов, направленных на дистанцирование от Хуана Карлоса. В марте Филипп VI решил официально отказаться от наследства, которое мог бы получить от своего отца. Кроме того, по решению монарха, экс-глава государства перестал получать средства из бюджета королевского двора — а это около €200 тыс. ежегодно.

«Зачем тратить деньги на королевский двор»

В Испании неоднозначное отношение к Хуану Карлосу. С одной стороны, считается, что во многом благодаря нему в стране после смерти в 1975 году диктатора Франсиско Франко произошел мирный переход к демократии: фактически с нуля были созданы институты демократического государственного управления, появилась свобода слова и стали соблюдаться другие личные свободы.

Кроме того, многие помнят, как король повел себя в один из самых значимых дней в современной истории Испании – 23 февраля 1983 года, когда группа крайне правых офицеров во главе с подполковником жандармерии Антонио Техеро ворвалась в парламент и потребовала создания в стране военной хунты.

Команды путчистов отдавались «именем его величества», однако король (и верховный главнокомандующий) решительно осудил попытку переворота. «Монархия, символ единства и стабильности родины, не может допустить какие-либо действия, направленные на то, чтобы путем насилия прервать демократический процесс, определенный конституцией, за которую проголосовал испанский народ, одобрив ее в свое время на референдуме» — эти слова Хуана Карлоса, одетого в военную форму, слушали в прямом телеэфире едва ли не все испанцы. В результате путч провалился.

«Однако число людей, которые были под обаянием личности Хуана Карлоса, установившего в стране демократический режим или по крайней мере создавшего образ спасителя демократии, за минувшие годы снизилось,— заверил “Ъ” научный сотрудник Центра испанских и португальских исследований Института всеобщей истории РАН Георгий Филатов.— Такой образ до сих пор популярен у нас, в России. А вот в Испании уже немногие согласны с тем, что именно благодаря монархии страна смогла перейти от диктатуры к демократии. При этом возросло число людей, которые спрашивают, зачем тратить деньги на королевский двор».

Серьезный ущерб институту монархии нанесла серия скандалов, в которых оказался замешан Хуан Карлос.


Так, в 2012 году он, будучи председателем испанского отделения Фонда защиты дикой природы WWF, принял участие в охоте на слонов в Ботсване. Такое поведение возмутило испанских активистов, начавших общественную кампанию против Хуана Карлоса. «Во время финансового кризиса, когда 25% испанцев сидело без работы, король охотился на слонов в Африке. Конечно, траты на поездку — это капля в море в масштабах Испании, но символ не очень хороший, населению не понравилось»,— отметил Георгий Филатов.

И без того небезупречный имидж короля затронул судебный процесс над его зятем Иньяки Урдангарином, который начался в 2011 году. В результате разбирательства в 2017 году господин Урдангарин был признан виновным в растрате госсредств, использовании служебного положения в личных целях, мошенничестве, уклонении от уплаты налогов и торговле влиянием. А в 2018 году он сел в тюрьму.

Среди прочего, вследствие этих скандалов 2 июня 2014 года король и пошел на неожиданный шаг — добровольно отрекся от престола, передав его своему сыну. Как отмечает Георгий Филатов, теперь Хуан Карлос, «как и в прошлый раз, решил взять ответственность на себя и не так сильно подставлять нынешнего короля и вообще институт монархии».

Хуан Карлос со своим сыном, нынешним королем Испании Филиппом VI

Фото: Reuters

С 2015 года Центр социологических исследований (CIS) – главная государственная социологическая служба в Испании — не проводит замеров популярности монархии. Свои исследования делают лишь частные компании. Так, в мае газета El Espanol, ссылаясь на данные компании SocioMetrica, писала: уровень одобрения Филиппа VI 27 апреля находился на отметке в 4,8 пунктов из 10. Еще первого апреля того же года этот показатель был на уровне 5 пунктов. Личный рекорд фиксировался в январе 2018 года — 7,3.

Газета El Confidencial иначе пыталась измерить популярность монархии. В июньском материале говорилось о том, что 70 депутатов, то есть более 20% состава нижней палаты парламента, подписали петицию с требование начать официальное расследование в отношении бывшего короля. Как отмечала газета, эти депутаты представляют партии, критически настроенные по отношению к монархии. За них на выборах в ноябре 2019 года проголосовало 6 млн избирателей из 24 млн.

«По сравнению с 2013–2014 годами, пиком прошлого экономического кризиса, когда многие испанцы сидели без работы, число ярых республиканцев в последнее время снижалось. Республиканские идеи набирают популярность, когда ситуация в стране становится тяжелой. Сейчас в Испании все не очень хорошо. Она сильно пострадала от коронавируса, экономика не работала,— отмечает Георгий Филатов.— Новых опросов пока нет, но можно предположить, что многие испанцы сейчас недовольны всей этой ситуацией вокруг Хуана Карлоса». Впрочем, как уточняет собеседник “Ъ”, «критической массы тех, кто выступает за переход к республиканской форме правления, пока нет: люди скорее поддерживают стабильность, без радикальных изменений государственного устройства».

Павел Тарасенко

Вся лента