Постаматический синдром
«Почта России» запускает новую сеть
«Почта России» до конца года начнет установку сети из 5 тыс. постаматов, вложив в нее 1,4 млрд руб. По данным “Ъ”, сеть может быть развернута на площадях ритейлеров «Магнит» и «Дикси». Онлайн-платформам, включая AliExpress, потенциально интересен новый партнер, но хорошие свободные места под терминалы найти все сложнее, говорят участники рынка.
«Почта России» планирует закупить до 5 тыс. постаматов, которые разместит преимущественно в точках розничных ритейлеров, рассказали “Ъ” источник, знакомый с деталями проекта, и собеседник на рынке e-commerce. Последний уточняет, что около 200 постаматов у «Почты России» уже есть, они остались от старого проекта.
Информацию о проекте подтвердили в пресс-службе «Почты России», уточнив, что решение о его реализации 3 августа принял совет директоров компании. Постаматы будут приобретаться в лизинг, компания направит на это 1,4 млрд руб., установка начнется до конца года, сообщили в пресс-службе.
Гендиректор «Почты России» Максим Акимов добавил, что цель компании — «быть опорным логистическим партнером для российской и международной отрасли интернет-торговли».
Постаматы планируется устанавливать в «Магните» и «Дикси», говорят собеседники “Ъ”. В «Почте России» это не комментируют. В пресс-службе «Магнита» подтвердили такие переговоры, в «Дикси» не ответили на запрос.
«Почта России» уже работает с партнерскими пунктами выдачи и постаматами сетей Hermes Russia, Qiwi (в декабре куплена сетью PickPoint) и «Халва», сообщал “Ъ” 11 октября. В начале июля в интервью РБК Максим Акимов говорил, что компания «теряет» от того, что напрямую не присутствует в постаматном сегменте. «Каннибализация трафика» при развертывании сети постаматов в 5 тыс. точек, если ставить их не в отделениях, составит всего 30%, а 70% — «это будет новая выручка», утверждал он.
Как сообщал “Ъ” 26 мая, серьезные амбиции на этом рынке также у «Сберлогистики» — компании Сбербанка, которая планирует в течение года установить около 10 тыс. постаматов в отделениях банка в 800 городах. В мае эксперты оценивали российский рынок постаматов в 15–20 тыс. штук, но сейчас их уже существенно больше, говорит гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. У Ozon, по собственным данным, более 6 тыс. постаматов, у PickPoint — 4,7 тыс. (с партнерской сетью — около 7 тыс.). Пункты выдачи и постаматы также развивает 5Post, «дочка» X5 Retail Group, у которой 9 тыс. пунктов выдачи на кассе и 2,5 тыс. постаматов с учетом партнерской сети. У «Халвы», входящей в партнерские сети PickPoint и 5Post, 2,5 тыс. собственных постаматов.
Спрос на постаматы у потребителя есть, доля такого способа доставки будет расти, оптимистичен гендиректор сети «Халва» Денис Петрушевский.
«Вопрос в том, что все труднее найти хорошее местоположение. В этом смысле партнерство с системным игроком, например, в лице "Магнита", может быть на руку»,— добавил он. По оценке господина Петрушевского, если «Сберлогистика» и «Почта России» реализуют свои планы, то рынок будет близок к насыщению.
По словам гендиректора PickPoint Надежды Романовой, сеть из 5 тыс. терминалов — «минимальный порог» входа на рынок. Но сетевой ритейл уже почти полностью занят постаматами, поэтому имеет смысл рассматривать другие типы локаций, считает она.
Конкуренция на рынке постаматов обостряется, а площади у ритейлеров «не резиновые», но у «Почты России» еще есть возможность успеть занять нишу, полагает Михаил Бурмистров. Среди онлайн-ритейлеров и площадок работать в этом формате интересно было бы, вероятно, AliExpress, считает он.
В «AliExpress Россия» подтвердили, что планируют расширять партнерство с «Почтой России», в том числе за счет новых точек выдачи заказов. Ozon в перспективе также рассмотрит сотрудничество с «Почтой России» в далеких городах, где присутствие собственных постаматов пока недостаточно, говорит руководитель сети постаматов и агентских пунктов выдачи Ozon Денис Дьяченко. Сотрудничество с «Почтой России» не исключают и в Wildberries.