«Мустай Карим» отправился на север
«Красное Сормово» передало заказчику первый круизный лайнер
Завод «Красное Сормово» в статусе головного исполнителя завершил строительство первого в новейшей истории России круизного лайнера «Мустай Карим». Судно отправилось в Санкт-Петербург, откуда через неделю выйдет в первый рейс в Москву. В компании «Водоходъ», которая является заказчиком строительства, сообщили, что загрузка первого рейса сейчас достигла почти 70%. Участники рынка отмечают, что «Мустая Карима» своевременно вывели в навигацию, поскольку полеты за рубеж ограничены из-за пандемии нового коронавируса, и лайнер может привлечь состоятельных туристов.
Круизное судно «Мустай Карим» класса река — море проекта PV300, разработанное Морским инженерным бюро, вышло из акватории завода «Красное Сормово» и отправилось в порт Санкт-Петербурга.
Как писал “Ъ-Приволжье”, о том, что нижегородский завод будет строить первый в своей новейшей истории круизный лайнер, стало известно в январе 2017 года. «Красное Сормово» (входит в Объединенную судостроительную корпорацию, ОСК), судоходная компания «Водоходъ» и АО «Машпромлизинг» (кэптивная лизинговая компания ОСК) тогда подписали трехсторонний контракт. Проект в 2010-2015 годах был разработан по заказу Федерального агентства морского и речного транспорта России в рамках ФЦП «Развитие гражданской морской техники на 2009-2016 годы» (государственный заказчик — координатор программы — Министерство промышленности и торговли Российской Федерации). Стоимость судна составила 3,2 млрд руб.
Предполагается, что «Водоходъ» будет расплачиваться с лизинговой компанией как заказчиком судна в течение 20 лет с учетом срока его строительства.
В марте 2017 года завод заложил киль судна. Планировалось, что строительство и испытания лайнера завершатся в 2019 году, финишная отделка — в начале 2020 года, а 1 февраля 2020-го заказчик получит судно. Завод спустил судно на воду без внутренней отделки в сентябре 2019 года. Вовремя передать судно заказчику помешала начавшаяся пандемия нового коронавируса.
«Мустай Карим» — четырехпалубный теплоход категории «пять звезд». Длина судна — 141 м, ширина — 16,8 м, дальность плавания в автономном режиме — около 6 тыс. км. Лайнер рассчитан на 329 пассажиров и 141 члена экипажа. Площадь кают — от 17 до 46 кв. м, все имеют «французские» балконы (аналог лоджий). Ресторан на главной палубе рассчитан на посадку всех пассажиров. На теплоходе размещены салоны — музыкальный на 200 мест и читальный на 50 мест, трансформируемый конференц-зал на 140 мест, три бара, детская комната, фитнес-центр с сауной, хамамом, массажными кабинетами, тренажерным залом и парикмахерской, сувенирный киоск и солярий на открытой палубе площадью 700 кв. м.
Первый рейс теплохода запланирован на 10 августа из Санкт-Петербурга в Москву. С сентября судно начнет курсировать по маршруту Ростов-на-Дону — Ейск — Темрюк — Новороссийск, обратно — Абрау-Дюрсо — Таганрог — Ростов-на-Дону.
Генеральный директор компании «Водоходъ» Ришат Багаутдинов рассказал “Ъ-Приволжье”, что на первый рейс уже продано 226 билетов: «Рассчитываем, что и в дальнейшем проблем с наполняемостью не будет. Теплоход будет работать до середины ноября. При этом с октября он будет курсировать на Азовском море. Маршрутная сетка теплохода выстроена таким образом, что он сначала придет из Москвы в Ростов-на-Дону, а уже оттуда сделает три круговых рейса по Азовскому морю с заходом в Анапу и Новороссийск с проходом под Крымским мостом».
Генеральный директор турфирмы «Гама» (занимается организацией речных круизов) Дмитрий Галкин полагает, что «Водоходъ» поступил правильно, начав эксплуатацию судна в условиях пандемии.
«Если судно готово, его нужно показать рынку и потребителям.
С учетом того что сейчас внутреннему туризму уделяется большое внимание, лайнер является знаковым проектом. Границы еще частично закрыты, и сейчас очень хороший момент для компании привлечь клиентов с достатком, которые в иной ситуации предпочли бы отдых за границей. Вероятно, они воспользуются этим предложением»,— рассуждает Дмитрий Галкин. По его словам, цена 66,5 тыс. руб. за недельный круиз — выше, чем на круизы на теплоходах аналогичного класса, которым по 30–40 лет, но она «вполне уместна». «Надо понимать, что это будет эксклюзив, которого еще нет на рынке, и он не может стоить столько же, сколько стоят обычные круизы. Все новое всегда стоит дороже. Судно надо окупать, возвращать средства, вложенные в его строительство», — резюмировал господин Галкин.