Борьба с дорожными ямами пойдет другим путем
Минтранс обнародовал идеи по корректировке нацпроекта БКАД
В Минтрансе раскрыли детали новой редакции нацпроекта «Безопасные и качественные автодороги» (БКАД), доработать который к ноябрю поручил президент РФ. К 2030 году планируется отремонтировать 60% всех региональных дорог и построить 170 новых путепроводов, на что потребуются дополнительные 440 млрд руб. А вот ремонт в агломерациях, судя по всему, замедляется: ранее чиновники хотели отремонтировать почти все дороги к 2024 году, теперь это планируется сделать на шесть лет позже.
Ситуация с нацпроектом БКАД обсуждалась во вторник на совещании в ОНФ. Президент Владимир Путин (а вслед за ним и правительство) в конце июня поручил доработать все нацпроекты до 30 октября, продлив их выполнение с 2024 по 2030 год. Во вторник глава Минтранса Евгений Дитрих рассказал о предложениях ведомства, которые будут направлены в кабмин.
Нацпроект БКАД с объемом финансирования 4,7 трлн руб. выполняется с 2018 года. В его состав входят федеральные проекты «Дорожная сеть» (курирует Минтранс), «Безопасность дорожного движения» (курирует МВД), «Общесистемные меры развития» (курирует Минтранс). В 2024 году планируется отремонтировать 50% региональных дорог, 85% дорог агломераций.
По предложенному Минтрансу сценарию, к 2030 году планируется отремонтировать 60% дорог региональной сети (по итогам 2019 года нормативам соответствует 44,1%). Этот показатель вчера стал предметом критики Счетной палаты. Аудиторы заявили, что дороги ремонтируются «не так значительно, как хотелось бы»: с 2017 года доля региональных дорог, находящихся в «нормативе», увеличилась всего на 1,1%. Впрочем, за две недели до этого замглавы Росавтодора Игорь Костюченко, выступая в Совете федерации, заявил о планах выполнить «мероприятия, которые мы запланировали до 2024 года» (ремонт дорог) к концу 2023 года.
Еще один ключевой показатель — ремонт 85% дорог на территории отдельных агломераций (по итогам 2019 года он составил 65%) — Минтранс предлагает выполнить не к 2024 году, а к 2030-му.
При этом изменится, по данным “Ъ”, и порядок включения агломерации в нацпроект: сегодня в него включены столицы регионов или города (и окрестности) с населением более 200 тыс. человек, Минтранс хочет эту планку снизить. В дальневосточном регионе, по данным “Ъ”, в БКАД могут попасть агломерации с населением до 20 тыс. жителей, то есть совсем небольшие города и прилегающие к ним территории.
Евгений Дитрих упомянул планы по включению в нацпроект строительства 170 новых путепроводов, на что нужно еще 140 млрд руб. Планируется отремонтировать дополнительно 175 км мостов, на что Минтрансу потребуются 300 млрд. руб. В перспективе ведомство хочет включить в состав нацпроекта новый федеральный проект «Мосты и путепроводы», предполагающий ремонт более 3,6 тыс. разных сооружений, находящихся в аварийном состоянии. «Мы докладывали его на правительстве, но средств традиционно не хватает»,— заявил господин Дитрих.
Свои предложения по корректировке нацпроекта готовит и МВД. Полиция, сообщали ранее «Ведомости», собирается изменить показатель социального риска в ДТП в 2024 году с четырех до восьми (количество погибших на 100 тыс. населения). Официально в МВД эту информацию ни подтверждали, ни опровергали.
«Планка 2024 года была понятна и очевидна, а до 2030 года программные цифры могут переписать еще несколько раз,— отмечает член комитета по транспорту Госдумы Александр Васильев.— Растягиванием сроков мы потеряем темп работы в регионах, а значит, и жители городов не увидят быстрого эффекта». Господин Васильев заметил, что понятие «нормативное состояние дороги» до сих пор четко нигде не определено. «В некоторых местах можно пройти грейдером по дороге и вырубить кустарник, и это будет означать, что дорога в нормативном состоянии»,— говорит эксперт.
Показатели нацпроекта становятся «более приближенными к реальности», пояснил “Ъ” директор института экономики транспорта ВШЭ Михаил Блинкин.
«Было понятно, что снизить социальный риск в ДТП до четырех к 2024 году малореально, развитые страны Европы добивались этого десятилетиями»,— говорит он. Комментируя планы Минтранса по поводу агломераций, господин Блинкин заметил, что ремонт 85% сети означает по факту ремонт «почти всех дорог», потому что даже при идеальном положении дел в каждый момент времени в отдельно взятом регионе примерно 15% сети требует ремонта. «Достижение этого показателя в любом случае крайне амбициозная цель независимо от сроков»,— считает он.