Ивану Сафронову ударили по защите
Адвокатов журналиста хотят привлечь к дисциплинарной ответственности
Столичное управление Минюста обратилось в Адвокатскую палату (АП) Москвы с просьбой возбудить дисциплинарные дела в отношении четырех адвокатов Ивана Сафронова. Поводом стало то обстоятельство, что все они отказались давать подписки о неразглашении материалов дела. Сами юристы, которым могут грозить серьезные санкции, расценивают происходящее как форму давления на защиту господина Сафронова. Впрочем, в АП “Ъ” заверили, что все права коллег при рассмотрении их дисциплинарных дел будут соблюдены.
Конфликт, следствием которого стало обращение московского управления Минюста в Адвокатскую палату, произошел 13 июля. В этот день следователь ФСБ Александр Чабан, который возглавляет бригаду, занимающуюся делом Ивана Сафронова, предложил защитникам журналиста дать подписки о неразглашении материалов предварительного следствия в соответствии с нормами УПК.
Адвокаты отказались, посчитав, что следствие может воспользоваться данными ими подписками для того, чтобы ограничивать возможности защиты.
После этого господин Чабан пригласил понятых и оформил протоколы об отказах адвокатов. Нужно отметить, что такие протоколы следствие нередко фактически приравнивает к подписке, поскольку обязанность выполнять нормы УПК за адвокатами сохраняется.
Через несколько дней в Минюст было направлено письмо, подписанное врио начальника Следственного управления ФСБ Василием Петуховым с просьбой инициировать проверку соответствия действий защитников Ивана Сафронова нормам закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности», а также Кодексу этики адвоката. В конце июля столичное управление Минюста направило обращение в Адвокатскую палату Москвы с просьбой возбудить дисциплинарные дела в отношении адвокатов Дмитрия Катчева, Даниила Никифорова, Сергея Малюкина и Олега Елисеева. В АП документ поступил сегодня. Всех упомянутых в обращении адвокатов в течение дня обзвонили и уведомили о произошедшем, направив им поступившие материалы для ознакомления.
Теперь господа Катчев, Никифоров, Малюкин и Елисеев должны будут предоставить в АП письменные объяснения, после чего в течение десяти дней должно состояться заседание по этому вопросу квалификационной комиссии Адвокатской палаты.
После этого рекомендации комиссии, а они могут включать даже предложение о лишении адвокатского статуса, будут направлены в совет АП. Впрочем, если квалифкомиссия сочтет претензии к защитникам Ивана Сафронова незначительными, то разбирательство на этом может и завершиться.
Член совета АП, глава комиссии по защите профессиональных и социальных прав адвокатов Роберт Зиновьев пояснил “Ъ”, что при подобных обращениях Минюста возбуждение дисциплинарного производства является обязательным. «Ситуация рабочая, некатастрофичная,— отметил господин Зиновьев.— В таких случаях позиция Адвокатской палаты всегда заключается в том, чтобы предельно объективно подойти к оценке действий коллег с учетом отстаивания ими законных интересов подзащитного».
«Для меня происходящее — история личная,— сказал “Ъ” Дмитрий Катчев.— Поскольку следователь Чабан уже пытался удалить меня и из дела, и с судебного заседания, на котором Ивану Сафронову избиралась мера пресечения. Никаких нарушений в своих действиях мы не видим, они направлены на то, чтобы защитить подследственного.
Оцениваем действия в отношении нас как давление, для которого был использован абсолютно формальный повод. Просто следствие хочет выбить нас из дела».
«Освободился от участия в процессах только вечером, тогда и узнал об обращении Минюста,— сказал Сергей Малюкин.— Буду готовить объяснение. Считаю претензии к нам необоснованными и рассматриваю их как форму давления на адвокатов».
Как рассказывал ранее “Ъ”, господин Сафронов был задержан 7 июля, суд арестовал его до 6 сентября. ФСБ считает, что он в 2017 году якобы передал секретные данные чешской спецслужбе, информация касалась военно-технического сотрудничества со странами Африки, а также деятельности вооруженных сил России на Ближнем Востоке. Разбирательство ведется в закрытом режиме. По словам адвокатов, представленные на суде документы не свидетельствуют о том, что Иван Сафронов передавал какую-то информацию чешским спецслужбам. Сам Иван связывает свое уголовное преследование с журналистской деятельностью.
Как стало известно в среду, Минюст потребовал возбудить дисциплинарные дела и в отношении петербургских адвокатов Ивана Сафронова. В Адвокатской палате Санкт-Петербурга “Ъ” сообщили, что представление о возбуждении дисциплинарного производства против адвоката Ивана Павлова поступило и сейчас находится на рассмотрении. Член совета Адвокатской палаты Ленобласти Евгений Тонков, где состоит еще один адвокат Ивана Сафронова Евгений Смирнов, пояснил, что они также ожидают представления от Минюста. Господин Тонков отметил, что адвокат вправе подобную подписку не давать, поскольку она накладывает на него определенные обязательства: например, в дальнейшем это может привести к проблемам при получении заграничного паспорта: «Каждый адвокат вправе сам решать, будет ли он давать подписку о неразглашении гостайны. Я думаю, что следствие осуществляет такие процессуальные действия с целью отвода адвокатов впоследствии».