Ритейлеры уходят из офисов
Компании переводят сотрудников на удаленный формат работы
Опробовав формат работы из дома во время пандемии COVID-19, российские ритейлеры решили сделать такую практику постоянной. Так, X5 Retail Group планирует перевести около 60% сотрудников на удаленный или комбинированный режим работы, что позволит сократить операционные расходы на аренду за счет отказа от части площадей. Подобные проекты рассматривают и другие розничные компании.
X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») запустила проект трансформации своих офисов на территории России, сообщили в компании в среду. Предполагается, что 60% сотрудников X5 перейдут на удаленный и комбинированный режим работы, около 46% из них смогут работать из дома до трех дней в неделю, остальные — либо перейдут на удаленную работу целиком, либо будут приезжать в офис один раз в неделю.
На условия оплаты труда, льготы и компенсации перевод на новый формат работы не повлияет.
В компании отметили, что изменения подхода к организации рабочего процесса начались в прошлом году, а масштабный перевод сотрудников на удаленный режим работы в период пандемии значительно ускорил процесс.
Изменения в том числе позволят оптимизировать расходы на аренду за счет отказа от части занимаемых в настоящий момент площадей, сообщили в X5. Там уточняют, что сокращение части площадей затронет несколько арендованных офисов, в первую очередь в тех бизнес-центрах, где такая возможность есть по условиям договора. Название площадок и их количество в компании не уточнили. По собственным данным, в X5 работает более 307 тыс. сотрудников. По итогам января—марта расходы компании на аренду выросли на 12,9%, до 23,4 млрд руб. год к году, следует из отчетности компании. Показатель равен примерно 5% выручки X5 за этот период (468,99 млрд руб.).
По словам старшего аналитика Газпромбанка Марата Ибрагимова, перевод части сотрудников на удаленный или комбинированный режим позволит X5 незначительно снизить операционные расходы. Это прибавит всего несколько базисных пунктов к операционной рентабельности компании, но будет позитивно воспринято инвесторами, указывает он. В первом квартале операционная рентабельность X5 была 3,5%, против 4,1% годом ранее.
Управляющий партнер Kontakt InterSearch Russia Марина Тарнопольская уточняет, что в первую очередь на удаленный или комбинированный формат работы переводят IT-персонал, HR-блок, а также закупщиков и логистов (за исключением fashion-ритейла).
По словам госпожи Тарнопольской, такие проекты сейчас реализуют и другие крупные сети, включая Leroy Merlin и ГК «Дикси».
Директор по персоналу Leroy Merlin Вера Бояркова говорит, что с начала пандемии 98% сотрудников центрального офиса компании переведены на удаленный режим. Но о постоянном переводе всех сотрудников на дистанционную работу речь не идет, а скорее о совмещении работы из дома и в офисе. В «Дикси» не ответили на вопросы “Ъ”.
Директор по персоналу группы «М.Видео-Эльдорадо» Наталья Малеева говорит, что с сентября офис компании также переходит на гибридный режим работы — 60% сотрудников будут работать только удаленно или два-три дня в неделю посещать офис. Остальные останутся в офисе в формате гибких рабочих графиков и с возможностью удаленной работы. Это позволит экономить более 30% привычных расходов на офис, включающих аренду и коммунальные платежи, добавляет госпожа Малеева. «Вкусвилл» признала эффективность удаленной работы и предлагает своим сотрудникам пользоваться офисом для встреч или при необходимости, сообщили в компании. В Metro заявили, что также дают возможность посещения офиса по желанию, но не более чем для 25% отдела одновременно. Различные варианты организации рабочего процесса в будущем рассматривает и «Магнит».