Отношениям Москвы и Минска назначили цену
Во сколько России обходится поддержка Республики Беларусь
Братские отношения с Белоруссией обходились России дороже, чем партнерские. К такому выводу пришли собеседники “Ъ FM”. О смене формата взаимодействия между странами во вторник заявил Александр Лукашенко. «Россия всегда была, есть и будет нашим ближайшим союзником, даже несмотря на то, что братские отношения с нами поменяла на партнерские. Напрасно»,— сказал белорусский президент. Ранее ежегодную финансовую помощь Минску со стороны Москвы оценивали в $10 млрд. Почему сейчас сумма меньше? И какими способами Россия поддерживает Белоруссию? Разбирались Григорий Колганов и Юлия Репринцева.
Точно определить, во сколько обходятся Москве братские отношения с Минском, довольно трудно — непонятно, что считать финансовой помощью. Например, Россия — один из главных держателей госдолга Белоруссии. Сейчас он оценивается в $18 млрд, и до половины этой суммы в руках ближайшего соседа, полагает академический директор белорусского Центра экономический исследований BEROC Катерина Борнукова: «На конец марта 2020 года Россия владела белорусским долгом в размере $7,9 млрд — это 38% всего внешнего долга. А если еще прибавить долг перед Евразийским фондом стабилизации и развития, тогда совокупный долг перед Россией будет уже достигать почти 50% белорусского внешнего долга».
Покупка госдолга — прямая форма поддержки белорусской экономики. Но куда более существенна косвенная. Минск много лет получал российскую нефть по ценам значительно меньше рыночных, делал из нее топливо и продавал за границу. Это составляло около трети всего экспорта страны. В СМИ фигурирует оценка МВФ: с 2005-го по 2015-й нефтяная «эквилибристика» обошлась Москве в $100 млрд. В Кремле называют вдвое меньшую сумму. У руководителя экономического департамента Института энергетики и финансов Марселя Салихова своя цифра, но тоже впечатляющая: «Поставки нефти для НПЗ Белоруссии беспошлинные. Мы несколько лет назад проводили исследование, речь шла о примерно $1,5-2 млрд ежегодно по этому каналу. По сути, это некий трансферт из России в Беларусь, где-то 2-3% ВВП».
Но не стоит думать, что все эти деньги пошли в бюджет Белоруссии, говорит президент белорусского Научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук. Немалые суммы осели и в российских карманах. «Эти ресурсы использовали, с одной стороны, белорусские компании, с другой стороны, их российские партнеры. Таким образом, так называемый белорусский интеграционный грант от России является следствием организации номенклатурно-коммерческого силового бизнеса, который по отдельным информационным источникам делили: 70% — российским участникам, 30% — белорусским участникам»,— заявил Романчук.
Как Белоруссия искала пространство для маневра
Так или иначе, нефтяные дотации уже в прошлом: несколько лет назад Россия запустила налоговый маневр, снизив экспортную пошлину на энергоносители и повысив фискальную нагрузку на добывающие компании. В результате цены на сырье для Белоруссии значительно выросли. Александр Лукашенко оценивал потери своего бюджета в $11 млрд за шесть лет и требовал компенсации. Но договориться об этом не удалось, напоминает директор Центра исследований постиндустриального общества Вячеслав Иноземцев, так что о былых объемах помощи Минску сейчас говорить не приходится: «Стороны не смогли прийти к соглашению по поводу новой цены нефти в первом квартале, в результате в январе поставки прекратились. Только внутри в рамках небольшой квоты поставят меньше 20% общего объема обычных поставок первого квартала. Фактически вся эта маржа, которую Беларусь получала за счет переработки или экспорта российских энергоносителей, в этом году, по сути, отсутствует».
Но не нефтью единой Москва помогает Минску. На российский льготный кредит, например, строится АЭС в Белоруссии, называлась цифра в $10 млрд. А еще российский рынок, по некоторым оценкам, занимает до 40% белорусского экспорта. Но это только видимая часть айсберга, уточняет член президентского Совета по межнациональным отношениям при президенте России Богдан Беспалько: «В один момент поставки яблок из Белоруссию в Казахстан через Россию выросли в 500 раз, при этом ни одно яблоко до Казахстана так и не доехало. Белоруссия продает сигареты на нашей территории — это продукт с очень высокой добавленной стоимостью. Часто получается так, что товары контрабандные, они имеют белорусские сертификаты государственного образца. По оценкам экспертов, это может быть даже более миллиарда в год».
Но и это еще не все — Белоруссия получает по льготной цене российский газ. Однако стоимость топлива в Минске все равно считают завышенной и не спешат платить. По оценкам «Газпрома», долг союзной республики на конец июня превысил четверть миллиарда долларов.
По оценкам Forbes, до налогового маневра сумма ежегодной поддержки белорусской экономики со стороны Москвы была сопоставима с общим объемом дотаций всех регионов России.