Беловежско-минские соглашения
Архитектор независимого украинского государства взялся за урегулирование в Донбассе
Новый глава украинской делегации в трехсторонней контактной группе по Донбассу, первый президент Украины Леонид Кравчук, сменивший на переговорах в Минске второго президента Леонида Кучму, изложил свое видение урегулирования конфликта на востоке Украины и будущей модели отношений Киева с самопровозглашенными ДНР и ЛНР. Вошедший в историю как один из авторов Беловежских соглашений о роспуске СССР, а затем стоявший у истоков украинского государства Леонид Кравчук уже сделал ряд громких заявлений, включая призыв ввести в Донбассе «особую систему управления». Ее он, впрочем, призывает не считать «особым статусом», на котором настаивает Москва.
Ветеран украинской политики, демонстрирующий амбиции еще раз войти в историю, новый глава украинской делегации в трехсторонней контактной группе (ТКГ) по Донбассу 88-летний Леонид Кравчук уже дал понять, что не намерен довольствоваться в Минске ролью свадебного генерала. Он уже назвал своей целью установление мира в Донбассе и на Украине в целом, при этом сделав особый акцент на готовности для достижения этой цели «идти на компромиссы».
«Я буду делать для этого все, что могу»,— пообещал господин Кравчук в конце прошлой недели в интервью «РБК-Украина», а уже в понедельник впервые встретился с украинской делегацией в ТКГ. Во встрече, которая продлилась три часа, принимал участие еще один бывший руководитель с советским прошлым, 87-летний Витольд Фокин — первый премьер-министр независимой Украины, чья подпись вместе с подписью Леонида Кравчука стоит под Беловежскими соглашениями декабря 1991 года, предопределившими распад СССР.
Витольд Фокин, который во вторник официально заявил о своем вступлении в состав украинской делегации, не скрывает того, что намерен вести прямые переговоры с представителями не контролируемых Киевом территорий Донецкой и Луганской областей (ОРДЛО). «Надо ехать на Донбасс и приглашать людей сюда. Я лично, если бы мне такое предложили, согласился бы с группой специалистов и политиков поехать на оккупированную территорию и поговорить с людьми, понять их позицию, попробовать найти возможность пойти им навстречу, но, безусловно, без ущерба для интересов и суверенитета Украины»,— заявил господин Фокин в интервью изданию «Гордон».
О готовности говорить с представителями ОРДЛО заявлял и сам Леонид Кравчук, впрочем, подчеркнув, что намерен вести переговоры не с лидерами ДНР и ЛНР, а с людьми, не имеющими отношения к руководству самопровозглашенных республик.
Стремление к компромиссам, которые могли бы создать новый шанс для вывода переговорного процесса из тупика, судя по всему, и будет отличать работу украинской делегации в ТКГ после прихода в нее Леонида Кравчука.
При этом архитектор независимого украинского государства уже дал понять, что есть четыре вопроса, по которым компромисс невозможен: суверенитет Украины, территориальная целостность, независимость и неприкосновенность границ.
Свое видение урегулирования конфликта на востоке Украины и будущей модели отношений Киева с непризнанными республиками Донбасса Леонид Кравчук подробно изложил во вторник в эфире телеканала «112 Украина». Касаясь одного из самых острых и противоречивых вопросов — об отношении Киева к так называемой формуле Штайнмайера, предусмотренной Минскими соглашениями и подразумевающей наделение Донбасса особым статусом, господин Кравчук заявил: «Украина никогда от нее не отказывалась», однако необходимо уточнить, о чем идет речь. «Другой вопрос, как ее понимать, как ее имплементировать. Это уже механизм введения "формулы" в реальную жизнь»,— заметил он.
Ранее под давлением других стран—членов «нормандской четверки» Украина декларировала обязательство реализовать «формулу Штайнмайера», в своем изначальном виде предполагающую предоставление Донбассу особого статуса, который сначала будет временным, а потом постоянным — после проведения местных выборов и подтверждения со стороны ОБСЕ, что выборы отвечают международным стандартам. Однако при этом украинская сторона сумела максимально размыть понимание «формулы Штайнмайера», в связи с чем возникли сомнения в том, намерен ли Киев вообще ее выполнять.
Между тем оглашенными наработками Леонида Кравчука, которые он назвал «компромиссом», стало предложение говорить не об «особом статусе», а «об особой системе управления», а также создать в Донбассе особую экономическую зону для привлечения инвестиций.
При внешней схожести с «особым статусом» формулировка «особая система управления» фактически представляет собой завуалированный отход от требования записать особый статус Донбасса в конституции Украины, на чем продолжает настаивать Россия. Однако Леонид Кравчук с трактовкой Москвы не согласен и считает, что для закрепления особого статуса Донбасса в конституции нет никаких предпосылок. По словам господина Кравчука, Минские соглашения, на основании которых должно проводиться мирное урегулирование, не предписывают такого рода конституционных изменений.
«Некоторые, в том числе российская сторона, настаивают, что там, мол, именно так написано. И мы должны доказать, должны сесть и прочитать вместе и прийти к общему выводу»,— заявил Леонид Кравчук в эфире телеканала «Украина 24». «Мы не можем подвергать сомнению то, что написано в минских договоренностях, но мы можем сказать, что прошло значительное время и эти пять лет показали, что некоторые положения документов не работают, или работают противоречиво, или трактуются по-разному. Поэтому нужно привести их в такую систему мышления и систему действий, с которыми согласятся все стороны, чтобы прекратить войну в Донбассе»,— добавил он.
Примечательно, что заявляющий о стремлении запустить процесс взаимных уступок Леонид Кравчук своими инициативами уже вызвал неприятие обеих сторон украинского противостояния.
«Считаю, что это полумеры, которые частично были актуальны в 2014 году, но сегодня о них говорить просто нет смысла. Кравчук оперирует повесткой, которая была актуальна 10–15 лет назад, и эта риторика осталась в далеком прошлом. Сегодня важно, чтобы Киев приступил к выполнению политической части минских договоренностей»,— написал в своем Telegram-канале председатель Народного совета ДНР Владимир Бидевка.
В свою очередь, в украинском «патриотическом» лагере убеждены, что Леонид Кравчук предлагает не «компромисс», а «капитуляцию».
«У меня никогда не было иллюзий относительно продажности и беспринципности Кравчука из-за его длительного сотрудничества с путинским кумом (Виктором.— “Ъ”) Медведчуком. Но до сих пор опытному коммунистическому аппаратчику не отказывал инстинкт самосохранения»,— написал в Facebook депутат Верховной рады от партии «Европейская солидарность» Владимир Арьев.
Вопрос близости господина Кравчука к сопредседателю партии «Оппозиционная платформа — за жизнь» и личному другу президента РФ Владимира Путина Виктору Медведчуку поднимался участниками украинской делегации в ТКГ во время представления их нового руководителя. В целом, по словам представляющего в украинской делегации в ТКГ Донецкую область журналиста Сергея Гармаша, господин Кравчук произвел на переговорщиков благоприятное впечатление.
Источник “Ъ”, осведомленный о положении дел в офисе президента, считает, что все обвинения в адрес новых лиц в ТКГ со стороны представителей «Европейской солидарности» и других политиков не имеют под собой никаких оснований. Он уверяет, что позиция Киева останется неизменной: никакого признания ЛНР и ДНР в качестве сторон конфликта и участников переговорного процесса не будет.
По словам собеседника “Ъ”, оба новых переговорщика — и Леонид Кравчук, и Витольд Фокин — появились в составе украинской делегации с подачи главы офиса президента Андрея Ермака.
Сам же господин Ермак уверяет, что обновленная делегация имеет шансы на переговорный успех. Особую ставку он делает на Леонида Кравчука как на человека с большим политическим опытом. «Он умеет добиваться результата. Первый президент Украины может сказать нет любому и может настаивать на собственной позиции. Он может в критический момент доминировать за столом переговоров и в то же время не поддаваться эмоциям»,— убежден Андрей Ермак.