Углеродственные узы
Россия и ЕС начинают неофициальные переговоры по трансграничному углеродному регулированию
Российский союз промышленников и предпринимателей направил Минэкономики предложения по способам сокращения рисков от возможного введения Евросоюзом трансграничного углеродного регулирования. Это сближение национальных стандартов углеродной отчетности с международными, поддержка снижения углеродоемкости российской продукции. В худшем случае, возможно, РФ ожидает проведение разбирательств с ЕС на площадке ВТО и даже введение ответных мер. По данным “Ъ”, первые неофициальные консультации экспертов между РФ и ЕС по теме введения нового регулирования пройдут уже 8 сентября, цена вопроса — потери российских компаний-экспортеров от нового европейского регулирования размером несколько миллиардов евро в год.
В распоряжении “Ъ” оказался ответ РСПП на письмо Минэкономики с предложением провести анализ углеродоемкости российского экспорта, чтобы «сформировать аргументы для отстаивания российской позиции» на переговорах с Евросоюзом (см. “Ъ” от 11 июня).
Напомним, что утвержденная в ЕС программа «Зеленый курс» включает введение трансграничного углеродного регулирования (ТУР) для отдельных секторов экономики уже в 2021 году. Пока конкретные механизмы неясны, однако они уже вызывают обеспокоенность российского бизнеса, поскольку экспорт из РФ является одним из самых углеродоемких в мире. По оценке КПМГ (см. “Ъ” от 28 июля), потери компаний в случае введения механизма могут составить €4–6 млрд в год. В письме РСПП в Минэкономики приводятся оценки Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН, по которым потери экспортеров могут составить €2,8–3,6 млрд в год при уровне цен за единицу выбросов €20–25 за тонну СО2-эквивалента.
Отметим, в проекте бюджета ЕС на 2021–2027 годы говорится, что введение ТУР может обеспечить от €5 млрд до €14 млрд в год, таким образом, доля РФ в этой сумме вполне соответствует доле российского экспорта в европейском импорте.
«Основной целью введения ТУР является поддержка конкурентоспособности европейских промышленных компаний за счет создания барьеров и обременений для производителей других стран»,— считают в РСПП. В качестве мер реагирования там предлагают создание рабочей группы под руководством замминистра экономики. Она должна будет в том числе участвовать в консультациях и переговорах для «недопущения создания нормативной основы на международном уровне для введения ограничений международной торговли по климатическим мотивам». Также среди предложений — развитие национальных стандартов углеродной отчетности и их гармонизация с международными, поддержка проектов компаний по снижению выбросов парниковых газов, стимулирование внедрения наилучших доступных технологий (НДТ), поддержка сектора возобновляемой энергетики, а также «продвижение позиции о максимальной компенсации углеродоемкости российской продукции высокой поглощающей способностью лесов». (Отметим, впрочем, что в соответствии с рядом исследований российских ученых, в том числе биологического факультета МГУ, поглотительная способность российских лесов будет постепенно снижаться и к 2050 году функция «поглотителя» может быть сведена практически к нулю).
Наконец, в качестве радикальной меры РСПП не исключает проведения на различных площадках (ВТО, ISDS) разбирательств с ЕС, а также принятие ответных мер по защите российских производителей. Одновременно с этим в бизнес-ассоциации предлагают проводить дальнейшие переговоры с ЕС, а также продвигать позицию о необходимости отмены таможенных пошлин для низкоуглеродных товаров.
По данным “Ъ”, первые, пока неофициальные консультации между РФ и ЕС по вопросу введения ТУР пройдут уже 8 сентября. Организатором со стороны ЕС выступает European Roundtable on Climate Change and Sustainable Transition (исследовательский центр, работу которого поддерживают правительства Германии и Франции, а также ряд европейских энергетических и металлургических, химических и цементных компаний), с российской — РСПП и Институт проблем естественных монополий. Участвовать будут также представители министерств, компаний и бизнес-объединений с обеих сторон.
Минэкономики в официальном заявлении 29 июля уже обозначило свою начальную позицию:
«Пограничный корректирующий углеродный механизм должен быть недискриминационным, соответствующим нормам ВТО и не создающим препятствия во взаимной торговле».
Глава Минприроды Дмитрий Кобылкин 30 июля сообщал о планах создания площадки для обсуждения возможного влияния на российские компании углеродного налога ЕС.
Ряд экспертов (в том числе советник президента РФ по климату Руслан Эдельгериев, см. “Ъ” от 11 июня) в качестве наиболее эффективных мер реагирования на планы ТУР называют введение «цены на углерод», а также принятие закона, направленного на сокращение выбросов и распространяющего принцип «загрязнитель платит» на парниковые газы. В своем письме РСПП такие предложения не поддерживает, утверждая, что «переплата российской экономики в случае введения внутрироссийских фискальных механизмов может составить почти 1 трлн руб. ежегодно».
Руководитель департамента мировой экономики ВШЭ Игорь Макаров отмечает, что в РСПП введение цены на углерод внутри страны однозначно рассматривается как ущерб для экономики РФ. «Но потери крупнейших углеродоемких компаний не равны потерям страны. Цена на углерод — это инструмент не изъятия, а перераспределения от более "грязных" к более "чистым" отраслям, инструмент повышения энергоэффективности и диверсификации экономики»,— говорит эксперт. Плата же за углерод в ЕС, по его словам,— это «чистые потери для российской экономики, и избежать их без введения цены на углерод внутри страны будет практически невозможно».