Бизнес живет ожиданиями
Деловые настроения отогрелись к середине лета
Несмотря на полугодовой спад показателей деловой активности малого бизнеса, эксперты фиксируют их ощутимое восстановление к концу второго квартала, следует из индекса RSBI. Снижение фиксировалось по всем направлениям индекса: продажи, кадры, инвестиции и доступность финансов, хотя меры господдержки и сохранили последнюю в положительной зоне. Сильнее всего спад затронул сектор услуг, где работает значительная часть МСП. Впрочем, для заметной части некрупного бизнеса восстановление, видимо, окажется не менее быстрым: опережающий индекс PMI в секторе услуг в июле показал рекордный с 2008 года рост, хотя пока его поддерживает только внутренний спрос, экспортные заказы еще не восстановились.
Индекс деловой активности малого и среднего бизнеса RSBI, рассчитываемый «Опорой России», Промсвязьбанком и Magram Market Research по данным опросов предпринимателей, зафиксировал неполное, но заметное восстановление сектора к концу второго квартала. Субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП) традиционно заняты в секторе торговли и услуг и, соответственно, оказались наиболее уязвимым сектором при введении локдауна: по оценкам Росстата, на торговлю и услуги приходится более 80% его оборота. С января (51,4 пункта) показатели индекса не возвращались в положительную зону: по итогам первого квартала суммарный показатель составил 48,6 пункта и продолжил падение во втором — до 41,8. С минимальных значений в апреле (38,5 пункта) показатель к июню подрос до 45 пунктов.
Наибольшее снижение активности МСП пришлось на второй квартал, по секторам оно выглядит так: в производстве деловая активность упала с 49,2 пункта в первом квартале до 43,6 во втором, в торговле — с 49,3 до 43,1 пункта, в сфере услуг — с 47,3 до 39,3 пункта.
Как поясняет исполнительный директор Magram Market Research Наталия Турунова, сфера услуг испытала наибольшее влияние от ограничительных мер, поскольку в отличие от производственной состоит в основном из небольших предприятий и не обладает достаточным запасом прочности. При этом в отличие от торговых такие компании не смогли перейти в онлайн, добавляет эксперт.
Второй квартал оказался худшим по всем блокам оценок RSBI: продаж, кадров, инвестиций и доступности финансирования, хотя меры господдержки, в частности расширение льготного кредитования и раздача субсидий на поддержание занятости, сохранили оценки последней в положительной зоне — 52,8 против 54 пунктов в первом. В кадровом блоке падение составило 7 пунктов, до 42,4. Доля компаний, заявляющих о сокращениях штата или планирующих их, выросла с 18% в первом квартале до 30% во втором и с 11% до 20% соответственно.
Наибольшее падение субиндекса RSBI зафиксировано в оценках компаниями продаж — 28,4 против 38,9 пункта в первом квартале. Резкое падение показателя связано с тем, что все больше компаний фиксировали снижение выручки во втором квартале — 75% против 51% ранее. При этом с 35% до 43% выросла доля компаний, ожидающих и дальнейшего снижения выручки в ближайшие три месяца. На рост финансовых показателей рассчитывает по-прежнему примерно четверть компаний. Одновременно компании продолжают сокращать инвестиции, что повлекло снижение индекса с 54,1 до 46,6 пункта.
По данным опроса, около трети респондентов уже сократили бизнес (против 17% в первом квартале), еще 20% планируют сокращение (11%).
Впрочем, скорость восстановления показателей многих некрупных компаний после снятия ограничений, видимо, окажется сопоставимой со скоростью их «коронакризисного» падения. Подсчитываемый Markit индекс деловой активности (PMI) в секторе услуг указывает на значительный рост активности в секторе в начале третьего квартала. После снижения в июне до 47,8 пункта показатель вырос в июле до рекордных 58,5 (значение выше 50 пунктов указывает на рост активности бизнеса) и достиг максимума с июля 2008 года. Эксперты Markit констатируют конец четырехмесячной последовательности снижения и дальнейшего постепенного восстановления после апрельского спада. По данным опроса, российские компании впервые с февраля отметили рост заказов, хотя спрос со стороны иностранных клиентов до сих пор не восстановился: падение числа новых экспортных заказов было более существенным.