В машины зальют Ozon
Онлайн-продажи автомобилей получат новую площадку
ГК «Автомир» и Ozon запускают площадку для онлайн-продаж новых автомобилей. Автодилер получит витрину на маркетплейсе, где будет продавать машины 14 брендов, включая Hyundai, Nissan и Kia. Продажам автомобилей через онлайн-витрину могут помешать консервативные потребительские привычки и привязка многих процессов к офлайну, предупреждают эксперты.
Ozon и ГК «Автомир» запускают онлайн-продажу автомобилей, рассказал “Ъ” представитель онлайн-ритейлера. На маркетплейсе Ozon появится витрина автодилера, на которой тот представит 14 автомобильных брендов, включая Hyundai, Nissan, Kia, Renault, Volkswagen и др. Пользователи смогут выбрать модель, комплектацию и цвет и забронировать автомобиль, а «Автомир» гарантирует его наличие по цене, указанной в предложении, уточнили в пресс-службе Ozon.
На этапе запуска будут осуществляться продажи только новых автомобилей в Москве и Подмосковье, затем Ozon планирует расширить географию и добавить автомобили с пробегом.
Ozon не новаторы в продажах автомобилей через маркетплейс. Как сообщал “Ъ” 5 марта 2019 года, AliExpress запускал в России продажи китайского бренда Chery в партнерстве с его официальным дистрибутором. Сейчас страница Chery на AliExpress еще существует, но автомобиль там купить нельзя.
Онлайн-сервис для продажи автомобилей в апреле запустил и Сбербанк под брендом «СберАвто», там предлагаются к продаже несколько тысяч новых и подержанных автомобилей (“Ъ” сообщал о первых итогах его работы 6 июля).
Опрошенные “Ъ” эксперты расходятся во мнениях по поводу такого канала продаж.
«Это неплохой маркетинговый ход,— рассуждает президент Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов.— Автомобили уже давно продают онлайн. "Автомир" что-то продаст через эту витрину, хотя ситуация с продажами сегодня не очень хорошая. Ozon же получит трафик автолюбителей, которые потом перейдут на смежные товары, например автозапчасти».
14,6 процента
составило падение продаж легковых и легких коммерческих автомобилей в России в июне (данные Ассоциации европейского бизнеса)
Для Ozon это имиджевая история, заказы, скорее всего, будут единичными, а от «Автомира» актуализация товаров на маркетплейсе потребует человеческих ресурсов, указывает руководитель департамента стратегических коммуникаций ГК «Евросиб» Ирина Тельнова. С другой стороны, в случае второй волны коронавируса у компании будет способ продолжать деятельность как онлайн-ритейлер, отмечает она.
Пандемия стала серьезной проблемой для авторынка. Пессимистичный сценарий отчета Boston Consulting Group предполагает, что продажи в России по итогам 2020 года сократятся на 48%, до 0,9 млн автомобилей, а в 2021-м вырастут лишь до 1,3 млн штук. Коронавирус привел и к сокращению автосалонов. По данным агентства «Автостат», за первое полугодие дилерская сеть уменьшилась более чем на 200 центров.
Партнер Data Insight Федор Вирин считает, что у проекта Ozon и «Автомира» есть перспективы.
«Во всем мире автомобили покупают онлайн, машины давно не выбирают в салоне. Но есть много нюансов: получение номеров, регистрация, страховка и т. д., пока это все офлайн. Трудно сказать, получится ли это удачно и быстро распространить вне Москвы. Со временем в регионы это точно полетит, но вопрос в сроках — через год или через три»,— рассуждает эксперт. Пандемия показала, что потребитель готов покупать онлайн абсолютно все категории товаров, категоричен президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов.
Вопрос не только в способе продажи, но и в потребительском поведении, добавляет исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. «Во время пандемии многие компании налаживали сервисы по онлайн-продаже автомобилей и даже начали их продавать. Плюс Ozon в том, что у него налажены финансовые транcакции, а это было проблемой для дилеров. Но ожидать быстрого и массового перехода на онлайн-покупку не стоит. Дело в покупательских традициях. Потребителю нужен тест-драйв, он хочет потрогать машину, проехать на ней»,— поясняет он. По мнению господина Удалова, автомобили будут чаще покупать онлайн, «когда машина в потребительском сознании станет чем-то утилитарным», тогда как сейчас это еще признак статуса.