Карантин сократил ассортимент

Как изменилась динамика продаж на авторынке

Ажиотажный спрос на автомобили привел к рекордным показателям продаж. По данным Ассоциации европейского бизнеса, в июле было продано почти 150 тыс. автомобилей — это на 7% выше показателей прошлого года. Ранее положительная динамика на рынке была лишь в январе и марте — тогда рост составил 2% и 4% соответственно. Всего за полгода в России было продано почти 750 тыс. машин — это меньше показателей прошлого года на 20%.

Фото: Эмин Джафаров, Коммерсантъ

В чем причина рекордного спроса в июле? Потребители спешат приобрести автомобили до резкого повышение цен, отметил автоэксперт Ефим Зарудский. При этом, по его словам, в ближайшее время ажиотажный спрос на машины спадет:

«В Москве, по крайней мере, точно зафиксирован отложенный спрос, который при этом еще и ограничивается выбором предложения, потому что из-за карантина у производителей были простои. Кроме того, были нарушены некоторые логистические цепочки. Поэтому в целом в автосалонах в июле наблюдался ажиотаж. Конечно, это помогает рынку восстанавливаться, но я не думаю, что спрос будет высоким до конца года. Плюс, есть риск второй волны, так что всплеск, который мы наблюдали в июне-июле и который еще продолжается в августе, — временное явление. Что касается цен, есть верхняя планка, которую устанавливает завод-производитель. А есть конкурентная борьба, которая, собственно, эти цены снижает.

Приличная часть автомобилей импортируется, поэтому валютные колебания приведут к пересмотру рублевых цен именно заводами-производителями».

Из-за ажиотажного спроса на авто в летние месяцы, многие автодилеры отметили нехватку машин в салонах и на складах. По данным компании «Рольф», наиболее дефицитными брендами стали Mercedes-Benz, Audi, Land Rover и Volkswagen. Повышенный спрос наложился на проблемы с производством новых автомобилей из-за пандемии, напомнил вице-президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Денис Мигаль. Поэтому автосалоны будут искусственно снижать спрос. «Производство хромает, не хватает машин. Все, что есть, продается. Многие автомобильные компании зашли в август практически без стока. Если речь идет про бренды, то практически у любого наблюдается эта тенденция.

Нет ни одной марки, где сейчас спрос не повысился. Есть бренды, которые начинают взвинчивать цены, что в принципе тоже в какой-то степени будет убивать интерес. Но я думаю, что это сделано в первую очередь для того, чтобы дилерам было проще объяснить, почему на складе мало машин. Даже при невысоком спросе автомобили продаваться все равно будут, потому что покупатель более целевой. В пробеге наблюдается такая же история. Но там основное явление, которое на это влияет, что многие владельцы машин отказались от продаж, решили повременить, посмотреть, что будет с рублем дальше»,— говорит Мигаль.

Может ли закрытие дилерских центров привести к дефициту машин

Смотреть

По пересмотренному прогнозу Ассоциации европейского бизнеса, в этом году авторынок в России сократится более чем на 20%. В Европе показатели тоже пока не восстановились. И спрос на машины в июне был ниже прошлогодних значений почти на 25%. Между тем китайский авторынок показывает уверенный рост три месяца подряд. Например, в июне там было продано на 12% больше машин, чем за аналогичный период прошлого года.

Сергей Проценко

Вся лента