Экономике не хватает мягкого подхода

Когда стабилизируется финансовая ситуация в России

Российская экономика достигла дна, но уже начала восстанавливаться. Падение произошло в мае и с тех пор ситуация улучшается, заявил в интервью РБК директор департамента денежно-кредитной политики Центрального банка Кирилл Тремасов. По его словам, восстановление началось с июня, правда, процесс этот неоднородный. В частности, регулятор фиксирует повышение потребительского спроса.

Фото: Наталья Макарова, Коммерсантъ

На это повлияло несколько факторов. Но, как отметил директор департамента денежно-кредитной политики ЦБ Кирилл Тремасов, нынешний процесс восстановления временный:

«Экономика достигла дна где-то в мае. Уже с июня начался процесс восстановления — в первую очередь потребительского спроса. Здесь сыграли роль несколько факторов — это отложенный спрос, меры бюджетной поддержки, которые оказались достаточно существенными. По нашим оценкам, те выплаты из бюджета, которые произошли в адрес домохозяйств, компенсировали во втором квартале чуть более половины снизившихся доходов. Конечно, играет роль сохранение ограничений по международному туризму. В прошлом году в третьем квартале россияне потратили на зарубежные поездки порядка 800 млрд руб. Сейчас значительная часть этих денег остается внутри страны, что, в общем-то, тоже поддерживает потребительский спрос.

Но все эти факторы носят временный характер, и в ближайшие месяцы они будут исчерпаны».

По оценкам Минэкономразвития, экономическая активность в стране достигла 98% от докоронавирусного периода. Под ограничениями еще остается менее 2% по всей стране. И в целом эти данные можно назвать оптимистичными. Так прошла ли российская экономика дно? Профессор Высшей школы экономики Иван Родионов отмечает, что ситуация сейчас, и правда, выглядит стабильно. Но к концу года все может кардинально измениться.

«Никто не отменял циклический кризис. Мы видим, что ситуация в Америке и Европе не очень хорошая, так что может быть еще одно дно, но необязательно опять связанное именно напрямую с коронавирусом. Если вы обратите внимание, то большая часть ограничений была снята в начале июня, буквально в первые дни. С этой точки зрения понятно, что в июне производство не могло быть меньше, чем в мае, хотя бы просто за счет того, что началась какая-то работа, и поэтому данные ЦБ совершенно неудивительны.

Восстановление, скорее всего, будет небыстрым.

И опять практика других стран показывает, что такого мгновенного отскока, как при случайном падении фондового рынка, нет. Ничего страшного не происходит, за исключением интересного момента — правительство решило не тратить валютный резерв. По-видимому, там ожидают чего-то похуже»,— говорит Родионов.

По оценкам Центробанка, поддерживать экономику в 2021 году будет смягчение денежно-кредитной политики. Как отметил директор профильного департамента регулятора Кирилл Тремасов, пространство для дальнейшего смягчение еще остается. Ранее ЦБ уже снизил ключевую ставку до нового исторического минимума — в 4,25%. И президент инвестиционной группы «Московские партнеры» Евгений Коган отмечает, что российской экономике сейчас не хватает более мягко подхода. Но это не должно ограничиваться только действиями ЦБ. Однако понять, достигла ли экономика дна, можно будет не раньше середины осени.

«Мы очень любим считать в действительности, достигло ли что-то дна или нет. Проблема заключается немного в другом — меры поддержки не самые большие, более того, среди развитых стран самые скудные. Мы поймем, достигли ли мы дна или нет, только в октябре-ноябре. Тут все достаточно просто: мы должны получить с вами статистику по третьему кварталу. Второй квартал не очень показателен, потому что все мы сидели дома и считали ворон. Меры поддержки экономики и смягчение тоже очень важны.

Нам сегодня действительно нужна мягкая политика, когда применялись бы именно стимулирующие, налоговые и монетарные меры.

И если бы наш Центральный банк начал придерживаться этой стратегии, было бы здорово»,— считает Коган.

Как изменилось финансовое положение россиян за время пандемии

Смотреть

По оценкам главы департамента денежно-кредитной политики Центробанка Кирилла Тремасова, весь следующий год экономика будет находиться в стадии преодоления последствий кризиса. Полностью справиться с ним весь мир сможет не раньше 2023 года.

Владислав Викторов

Вся лента