Интернет протянул провода в изоляции
Пандемия помогла росту абонентской базы провайдеров
Самоизоляция россиян помогла росту рынка проводного интернета, увеличившегося во втором квартале на 290 тыс. домохозяйств, подсчитали в TelecomDaily. За этот период не вырос только «ЭР-Телеком» (бренд «Дом.ru»), абонентская база которого остается неизменной уже больше года. В компании намерены сохранять клиентов, но дальнейший рост видят в корпоративном сегменте. Если ограничительные меры не повторятся, к стагнации вернется весь рынок, ожидают эксперты.
На фоне режима самоизоляции из-за коронавируса число абонентов домашнего интернета в России по итогам второго квартала выросло на 290 тыс. и достигло 33,79 млн (в первом квартале рост составлял 190 тыс.), следует из отчета агентства TelecomDaily, с которым ознакомился “Ъ”.
По оценке «ТМТ Консалтинга», прирост во втором квартале составил 270 тыс. абонентов, выручка же рынка сократилась на 2% в связи с действием различных акций и спецпредложений, а также в связи с тем, что ведущие операторы предоставляли пользователям доступ при нулевом балансе.
Ранее в «ТМТ Консалтинге» прогнозировали, что ухудшение экономической ситуации, рост безработицы и снижение покупательной способности могут привести к отказу части домохозяйств от фиксированного домашнего интернета в пользу мобильного или спровоцировать переход на более дешевые тарифы, сообщал “Ъ” 20 мая. Несмотря на рост числа новых пользователей, операторам сложно обеспечить качественный прирост выручки, признает гендиректор TelecomDaily Денис Кусков. Так, по его данным, средний чек с одного контракта (ARPU) составил во втором квартале 368 руб., что всего на 3 руб. больше, чем в первом, при этом рост произошел в основном за счет перевода абонентов с архивных тарифов.
«Если сценарий с самоизоляцией граждан не повторится, рынок снова вернется к скромной динамике»,— считает Денис Кусков. При отсутствии таких ограничений, как весной, скорее всего, рынок в показателях прироста абонентов и выручки вернется к докарантинным показателям, согласна аналитик «ТМТ Консалтинга» Ирина Якименко.
Прирост абонентов во втором квартале показали почти все крупные компании.
База МТС увеличилась на 2,8% (до 3,8 млн абонентов), «Вымпелкома» — на 1,9% (2,7 млн), «Ростелекома» — на 1% (12,2 млн), «Транстелекома» — на 0,2% (1,8 млн). При этом абонентская база пермского «ЭР-Телекома» не растет уже пятый квартал подряд, отмечается в отчете, с 3,8 млн абонентов компания занимает второе место на рынке после «Ростелекома».
«ЭР-Телеком» в последние годы рос в основном за счет M&A, но в результате интеграций абонентских баз часть клиентов покидала компанию, теряя лояльность, отток клиентов более чем за год не смог превысить приток, поясняет Денис Кусков. Компания в ноябре 2019 года приобрела работающего в Московском регионе оператора iHome и столичного провайдера RiNet, а в июле 2020-го — уральского провайдера Convex. По мнению господина Кускова, дальнейший рост «ЭР-Телекома» возможен за счет M&A в Московской области.
Рынок проводного интернета в потребительском сегменте продолжает стагнировать, эта модель бизнеса исчерпала себя, считают в «ЭР-Телекоме».
«Ценовая конкуренция между операторами приводит к перетягиванию абонентов друг у друга, а новых практически не появляется»,— отметил представитель компании. По его словам, оператор принципиально не участвует в ценовых войнах, но не теряет клиентов. «Мы продолжаем инвестировать в новое качество связи — обеспечение пропускной емкости 1–10 Гбит/с на точку доступа, а также развиваемся на новых рынках домофонии и видеонаблюдения»,— напомнили в компании. Основным драйвером роста бизнеса там считают корпоративный сегмент.
В «Ростелекоме» же ожидают роста на рынке фиксированного интернета и во втором полугодии — за счет конвергентных предложений (в них помимо домашнего интернета входят, например, телеканалы, онлайн-кинотеатр и мобильная связь).