Не мужчина и не женщина
О крайностях борьбы с гендерной дискриминацией
«Сказка для нового поколения»
Берлинский кинофестиваль отказался от наград за лучшие женскую и мужскую роли. Теперь номинации будут «гендерно-нейтральными» — только за главную роль и роль второго плана, независимо от пола исполнителей. «Мы считаем, что отказ от разделения актерских наград по гендерному признаку сигнализирует о более внимательном отношении к гендерной проблематике в киноиндустрии»,— говорится в комментарии руководителей Берлинале.
Гендерная нейтральность подразумевает, что у того или иного гендера и пола нет преимущества в выполнении определенных социальных ролей и, видимо, киноролей. Заодно так, наверное, можно решить все более актуальную проблему, стоящую перед жюри: к какому полу причислять биологического мужчину, который считает себя женщиной, или как награждать биологическую женщину, отождествляющую себя с мужчиной. Вот получит главную роль в каком-нибудь фильме дочь Анджелины Джоли, решившая, что она парень, или сын Меган Фокс, который носит только платья, пойдет по актерскому пути матери, или отчим Ким Кардашьян, уже взявший премию «Женщина года», отлично сыграет в кинодраме — и в какую номинацию их? А бигендеры, у которых пол один, а гендерная самоидентификация двойная? По два «Серебряных медведя» сразу им вручать, что ли? Тригендерным — три «медведя», полигендерным — мешок, а небинарным людям, которые заявляют, что однозначно не считают себя ни мужчинами, ни женщинами, ни одного?
В общем, руководство Берлинале приняло, вероятно, правильное решение. Времена меняются. Хотя не все понимают, что происходит. «Что происходит? — пишет мне подруга, решившая зарегистрироваться в приложении для знакомств.— Tinder предлагает выбрать свою сексуальную и гендерную идентичность из десятков вариантов половой самоидентификации! Это, блин, как? Я просто мужа хочу на этом сайте знакомств найти. С пенисом чтоб был. И что мне нажать?»
Но современные дети точно будут воспитаны по-другому. В ремейке «Золушки» актер-гей Билли Портер уже играет фею-крестную без конкретной гендерной принадлежности и заявляет, что этот фильм — «классическая сказка для нового поколения», которое готово к восприятию таких героев: «У магии нет пола. Поэтому мы представляем этого персонажа гендерно-нейтральным. И он по-настоящему мощный».
Мощными становятся и эмодзи, смайлики, используемые в электронных сообщениях и веб-страницах. Гендерная инклюзивность — вот главный их тренд этого года. Среди эмодзи появился трансгендерный флаг и символ, «гендерно-нейтральный человек» нарисован в свадебной фате, он носит фрак и костюм Санта Клауса, кормит ребенка — и поди пойми, дядя это или тетя.
Gucci тоже заявил о «конструируемой природе гендера» и открыл на своем сайте гендерно-нейтральный раздел. Совсем отказаться от женских и мужских нарядов бренд не рискнул — не все покупатели еще такие продвинутые. Но товары из новой коллекции будут в этом разделе представляться без разделения на мужские и женские — «Выверенная подборка одежды и аксессуаров без привязки к гендеру».
Новая одежда, новое кино, новая серия гендерно-нейтральных кукол Барби, свобода гендерного самоопределения в европейских школах, «родитель» вместо «папа» и «мама», промежуточный пол в шведских детсадах — на таком фоне моя журнальная рубрика «Мужчина и женщина» кажется какой-то устаревшей. И я, всю жизнь боровшаяся против гендерной дискриминации, кажется, уже кого-то сама дискриминирую… Что происходит?