«Александр Лукашенко реагирует избыточно на любые проблемы с его переизбранием»

Эксперт — о дальнейших действиях президента, оппозиции и граждан Белоруссии

Александр Лукашенко сделал первое заявление после победы на выборах и ночи протестов. Посещая Белорусскую национальную биотехнологическую корпорацию, он рассказал, что приоритетом политики должны быть люди. С победой белорусского лидера пока поздравили главы России, Китая и Казахстана. По официальным данным, он набрал 80% голосов. Соратники оппозиционного кандидата Светланы Тихановской заявили, что не признают результаты выборов и чуть позднее объявят о своих дальнейших действиях. Какие шаги предпримет Александр Лукашенко? И какие последствия могут иметь протесты в Минске? Эти вопросы ведущий “Ъ FM” Максим Митченков обсудил с заместителем редактора Московского центра Карнеги (carnegie.ru) Максимом Саморуковым.

Фото: пресс-служба президента Республики Беларусь

— Можно ли назвать такую победу Александра Лукашенко убедительной?

— Понятно, что он не набрал реальные 80%. В Белоруссии, вообще, уже давным-давно никто не считает всерьез голоса. Но и утверждения оппозиции, что он набрал 15-20%, тоже выглядят довольно сомнительными, потому что есть пенсионеры, которых больше 2 млн человек, есть половина рабочей силы, которая занята в госсекторе и которая не очень вольна выбирать, где им поставить галочку при голосовании. Есть огромный госаппарат и силовой аппарат с семьями и родственниками. Все эти люди вряд ли сильно поддерживают оппозицию, да? А если и поддерживают, то отважиться проголосовать против Лукашенко — это еще более сложный шаг для них. Поэтому я думаю, что процентов 50 где-то он набрал, может быть, даже немного больше. При этом та часть, которая за него не голосовала, на этот раз гораздо более враждебно настроена и готова отбивать реальные результаты.

— Зачем была вся эта история ночью с автозаками, с армией, со светошумовыми грантами, если поддержка Лукашенко и так достаточно велика?

— Она велика в одной части общества, а в другой совсем низка. Люди протестуют. Лукашенко всегда очень нервничает, когда ему приходится проводить выборы, и перегибает палку в реакции гораздо сильнее чем нужно. И всегда это создавало ему кучу проблем и во внешней политике, и во внутренней политике. Например, когда он, реагируя на митинг в 30 тыс. человек, устраивает разгон с избитыми, с севшими и прочими, и получает в ответ санкции Евросоюза, как это было в 2010 году. Поэтому и в этот раз он на нервах, он переживает, он эмоциональный человек. Вот он и реагирует избыточно на любые проблемы с его переизбранием.

Ваш браузер не поддерживает видео

— Как вы считаете, ему сейчас удалось эти протесты погасить? Все-таки уже и уголовные дела возбудили, и действовали, конечно, очень жестко накануне. Будут ли люди дальше выходить на улицы?

— Я думаю, что люди еще будут выходить какое-то время, но превратить этот протест в смену власти вряд ли возможно. Просто потому, что мы не видим никаких признаков того, чтобы где-то в белорусской правящей элите возникли расколы, саботировались какие-то приказы Лукашенко, кто-то проявлял нелояльность, как это было, например, в случаях с цветными революциями на Украине или в Грузии. Ничего такого в Белоруссии нет.

Лукашенко с самого начала своего правления прекрасно понимал, что силовики — это главное, что контролировать силовиков нужно прежде всего, поддерживать их лояльность.

И любые признаки, намеки на сомнения в рядах силовиков подавлялись самым жестоким образом за все время его правления. Поэтому я не думаю, что сейчас они вдруг проявят нелояльность и перейдут на сторону протестующих. А без этого как власть поменять? Так власть не поменяешь.

— Как в таком случае будет действовать оппозиция? Тихановская и ее штаб говорят, что итоги выборов противоречат здравому смыслу. Будут ли они дальше поднимать людей на эти протесты? Какие у них есть варианты развития событий?

— Я думаю, что они будут выходить некоторое время, протесты будут продолжаться. Потому что люди возмущены, недовольны, в обществе усталости от такого долгого правления накопилось немерено.

И Лукашенко сам не умеет находить общий язык с протестующими, он, наоборот, их провоцирует еще больше своими заявлениями. Поэтому протесты продолжатся. Но они не могут продолжаться вечно.

Без реальных ощутимых результатов энтузиазм будет спадать, и люди начнут видеть уголовные дела и все такое прочее. И они будут думать, что, может быть, уже и достаточно. Постепенно все рассосется. И, конечно, к прежнему уровню поддержки Лукашенко никогда не вернется, но этот раунд борьбы он явно выиграл, и до следующего такого обострения он может чувствовать себя более или менее в безопасности.

Пока мы не увидели никаких серьезных намеков на то, что Запад собирается вводить санкции против Лукашенко после этих выборов. Запад инвестировал довольно много сил в то, чтобы наладить с Белоруссией хоть какой-то диалог за последние лет пять, и вот так взять и перечеркнуть все эти достижения из-за нынешних выборов, я думаю, там будет не так много желающих.

— Во-первых, было заявление от премьера Польши, что нужно в Европе созвать чрезвычайный саммит по Белоруссии. Во-вторых, белорусы, которые голосовали в той же Польше, Литве, в основном голосовали за Тихановскую, об этом говорили данные экзит-полов. Не будет здесь никакого противоречия?

— Польша и Литва могут быть очень недовольны итогами выборов в Белоруссии и заявлять самые радикальные вещи. Но понятно, что не только их мнением будет определяться позиция Евросоюза и тем более Запада в целом. Сейчас, с точки зрения последнего, Лукашенко является лучшим из возможных гарантов белорусского суверенитета. На Западе всерьез опасаются, что если свергнуть Лукашенко, то Россия отреагирует неизвестно как, она может танки ввести в Белоруссию, может аннексировать Белоруссию, и разбирайся потом с этим. Поэтому лучше не перегибать палку, с точки зрения Запада. Сейчас его осудят, на какое-то время, может быть, диалог заморозят, выскажут свою обеспокоенность, но не более того.

Фотогалерея

Протесты в Белоруссии после выборов президента

Смотреть

Вся лента