«Почта России» готовится к взлету
Компания вернулась к идее собственной авиации
«Почта России» вернулась к планам создания собственного авиаперевозчика. У компании уже есть небольшой парк самолетов, но его обслуживает сторонний эксплуатант. Идея может быть оправданной: хотя пандемия вызвала масштабный кризис на авиарынке, именно в его грузовом сегменте сформировался в результате серьезный дефицит провозных мощностей.
«Почта России» 3 августа заключила с консалтинговой компанией SBS Consulting контракт ценой 48 млн руб. на разработку предложений по созданию собственной авиакомпании, свидетельствуют данные портала госзакупок. Это сделано на базе поручений президента от 7 июня по итогам совещания по авиационной промышленности, говорится в материалах закупки.
К 1 сентября исполнитель проанализирует рынок авиационных грузоперевозок в России и за рубежом, сравнит отечественные и иностранные грузовые самолеты и разработает финансово-экономическое обоснование создания авиакомпании.
«Почта России» планирует комплектовать ее преимущественно отечественными судами, но в краткосрочной перспективе рассматривается использование и иностранных, говорится в техническом задании.
О планах создать авиакомпанию еще в июне 2017 года говорил на тот момент гендиректор «Почты России» Дмитрий Страшнов, однако впоследствии вопрос публично не поднимался. Решение до сих пор не принято, пока сопоставляются плюсы и минусы, подчеркнули в пресс-службе «Почты России»: «Собственная авиакомпания в противовес партнерству с эксплуатантом в теории способна повысить контроль над авиационной логистикой, а именно скоростью и точностью доставки. Однако есть удаленные регионы, где эксплуатация собственных бортов экономически нецелесообразна. Это мы и хотим детально проанализировать».
У «Почты России» уже есть в собственности два грузовых самолета Ту-204С, а в интервью РБК 3 июля гендиректор компании Максим Акимов говорил, что парк планируется увеличить еще на семь самолетов.
В 2018 году «Почта России» обработала 345 млн международных отправлений, а по итогам 2019 года не отчитывалась о количестве, но сообщала о росте на 9% их тоннажа — до 60 тыс. тонн. Крупнейший, по данным Росавиации, грузовой авиаперевозчик в России AirBridgeCargo в первом полугодии перевез 264,3 тыс. тонн грузов и почты. Эксплуатирующий, в числе прочего, суда «Почты России» «Авиастар-ТУ» с 13,6 тыс. тонн за этот период занимает пятую строчку.
На мировом авиарынке сейчас наблюдается масштабный кризис, связанный с остановкой пассажирских рейсов из-за пандемии. Пострадал и грузовой рынок, значительную часть которого обслуживали багажные отсеки пассажирских самолетов. Доступные провозные емкости резко снизились и дефицит сохраняется (см. “Ъ” от 6 августа), хотя международные и российские авиакомпании активно переоборудовали салоны пассажирских судов под перевозку грузов.
«Трудно сказать, насколько эффективнее себестоимость услуг партнера в сравнении с эксплуатацией своего парка, но как минимум создание авиакомпании позволяет более агрессивно и масштабно планировать развитие бизнеса»,— отмечает партнер Data Insight Борис Овчинников. В целом для почтовых компаний или созданных на их основе логистических операторов нормально владеть собственным парком, поясняет аналитик «ВТБ Капитала» Елена Сахнова. Сейчас удачное время нарастить парк, полагает она, поскольку пассажирские компании отказываются от контрактов на воздушные суда или сдвигают их, что позволяет ожидать уступок от производителей.
Оценить потребность «Почты России» в парке сложно, но она очевидно выше существующего, даже с учетом планов по закупке еще семи бортов, считает аналитик.
Планы «Почты России» по авиации стоит приводить в соответствие с ростом объемов отправлений, добавляет президент Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов. Если международные отправления, по его оценке, практически не вырастут в штуках по итогам года, то от внутренних можно ждать роста на 15%.
Грузооборотная сторона пандемии
Как коронавирус изменил работу авиационного и железнодорожного транспорта