Гонконг гонит волну санкций
За своих чиновников Китай ответил США встречным списком
После принятия 30 июня закона о защите национальной безопасности Гонконга ситуация в бывшей британской колонии стала главным раздражителем в отношениях Китая с США и их союзниками. В понедельник МИД КНР ввел санкции против 11 американских официальных лиц, в список которых попала группа влиятельных сенаторов. Решение Пекина стало ответом на введение Минфином США санкций против 11 чиновников КНР и Гонконга. Не уступая давлению Запада, Пекин продолжает закручивать гайки внутри самого Гонконга. В понедельник был арестован известный медиамагнат Джимми Лай, поддерживающий местную оппозицию: он обвиняется в подрыве национальной безопасности и сговоре с иностранными силами.
Выдержав первый натиск США и их западных союзников, обвиняющих власти материкового Китая в подрыве автономии Гонконга в рамках формулы «одна страна — две системы», власти КНР перешли в дипломатическое контрнаступление.
Как заявил в понедельник на брифинге в Пекине официальный представитель МИД КНР Чжао Лицзянь, китайские санкции вводятся «в ответ на ошибочные действия США», которые в конце прошлой недели ввели санкции против 11 высокопоставленных чиновников Китая и Гонконга. Среди них оказались глава гонконгской администрации Кэрри Лам, начальник полиции Крис Та, министр юстиции Тереза Чэн, директор офиса по делам Гонконга и Макао при Госсовете КНР Ся Баолун, глава канцелярии правительства КНР в Гонконге Ло Хуэйнин.
В заявлении Минфина США, обнародовавшего американские санкции против официальных лиц КНР (запрет на въезд в США, арест счетов и активов и др.), отмечается, что эти китайские и гонконгские чиновники «подрывали автономию Гонконга и ограничивали свободу выражения и собраний граждан», в частности, используя для этих целей вступивший в силу 30 июня закон о защите национальной безопасности Гонконга.
Примечательно, что, в отличие от американских санкций, смысл китайских санкций не раскрывается.
«Это умышленный шаг — для китайской стороны важно сохранить неопределенность, которая посылает другой стороне четкий сигнал, что у нее смогут возникнуть проблемы, и дает Пекину свободу маневра»,— пояснил “Ъ” замдиректора ИМЭМО РАН Александр Ломанов.
По замыслу Пекина, закон о безопасности призван создать правовую базу для поддержания законности и порядка в бывшей британской колонии. Он предусматривает суровое наказание для нарушителей общественного порядка, а также для организаторов и участников антиправительственных акций и лиц, уличенных в подрывной деятельности. Эти лица могут быть признаны виновными в сепаратизме, терроризме, подрыве государственной власти и сговоре с иностранными государствами или силами, находящимися за границей. Максимальное наказание — пожизненное заключение. Кроме того, закон предусматривает создание на территории Гонконга специальной силовой структуры, подотчетной центральному правительству в Пекине.
В свою очередь, в китайский черный список, ставший зеркальным ответом Вашингтону, вошла группа влиятельных сенаторов, которые на протяжении последних месяцев задавали тон в Конгрессе США, требуя от президента Дональда Трампа максимально жестких мер против Пекина. Как следует из заявления официального представителя МИД КНР, «китайская сторона ввела санкции в отношении сенаторов Марко Рубио, Теда Круза, Джоша Хоули, Тома Коттона, Криса Смита, Пэта Туми».
В ходе брифинга в Пекине Чжао Лицзянь также сообщил, что рестриктивные меры Пекина будут действовать в отношении ряда руководителей американских неправительственных организаций, оказывающих заметное влияние на формирование китайской политики Вашингтона и мировое общественное мнение по отношению к КНР.
Так, помимо сенаторов в китайский список вошли директор Национального фонда демократии Карл Гершман, директор Национального демократического института Дерек Митчелл, глава Международного республиканского института Дэниел Твайнинг, а также руководители ведущих правозащитных организаций — исполнительный директор Human Rights Watch Кеннет Рот и глава Freedom House Майкл Абрамовиц.
Кроме того, китайская сторона «выразила крайнее недовольство и решительный протест» в связи с обнародованным 9 августа совместным заявлением глав внешнеполитических ведомств США, Великобритании, Канады, Австралии и Новой Зеландии, которые обвинили власти КНР в подрыве автономии Гонконга. «Мы глубоко обеспокоены принятым Пекином новым законом о национальной безопасности, который размывает фундаментальные права и свободы народа Гонконга»,— говорится в заявлении. Выступившие единым фронтом против Пекина пять министров стран англосаксонского мира в своем заявлении также осудили перенос парламентских выборов в автономии, усмотрев в этом подрыв демократического процесса. Они призвали власти Гонконга восстановить допуск отстраненных кандидатов к голосованию и провести выборы как можно скорее.
Напомним, что первоначально выборы были запланированы на 6 сентября, однако теперь, предположительно, пройдут лишь будущей осенью. Официальной причиной переноса голосования, в ходе которого гонконгская оппозиция рассчитывала усилить свое присутствие в высшем законодательном органе автономии, названа ситуация с пандемией коронавируса.
Между тем, не желая уступать растущему давлению со стороны Запада и нанося ему встречные удары, Пекин продолжает закручивать гайки внутри самого Гонконга, в полной мере используя механизм действующего в автономии уже 40 дней нового закона о национальной безопасности.
В понедельник утром стало известно о задержании известного гонконгского медиамагната, владельца газеты «Пинго жибао», издания Apple Daily и компании Next Digital Джимми Лая. В его особняк, находящийся на полуострове Коулун, нагрянули сотрудники нового спецподразделения по обеспечению национальной безопасности, подчиняющегося непосредственно центральным властям Китая. Не скрывающий своих симпатий к гонконгской оппозиции и имеющий тесные связи с политической элитой США, Джимми Лай подозревается в нарушении закона о национальной безопасности и сговоре с иностранными силами. По сообщению принадлежащего бизнесмену издания Apple Daily, в ходе полицейского рейда был задержан и его сын Иэн.
В распространенном в понедельник заявлении полиции Гонконга сообщается о начавшейся спецоперации, в ходе которой в течение одного дня были арестованы «как минимум семь человек — мужчины в возрасте от 39 до 72 лет». «Их подозревают в совершении таких преступлений, как сговор с иностранными силами с целью создания угрозы национальной безопасности. Полицейская операция продолжается, и число арестов может возрасти»,— говорится в заявлении правоохранительных органов Гонконга.