«Нужно кормить всех!»
Геннадий Онищенко — о школьном питании
Рабочую группу по парламентскому контролю за обеспечением бесплатным горячим питанием младших школьников возглавляет Геннадий Онищенко (он же первый зампред комитета ГД по образованию и науке). «Огонек» поговорил с ним о том, что нас все-таки ждет 1 сентября.
— Накануне 1 сентября возникло опасение, что только 57 регионов получат федеральное финансирование на обеспечение младших школьников горячим питанием…
— В федеральном законе написано, что бесплатное питание начальной школы осуществляется за счет федерального, регионального и муниципального бюджетов. Соответственно, те, кто не получат субсидию, должны кормить из своих средств.
— До того как на прошлой неделе было принято решение о дополнительном финансировании школьных завтраков, некоторые регионы уже отказались бесплатно кормить младшие классы. Это Иркутская и Калининградская области. Это нарушение закона?
— Конечно. В Иркутске новый губернатор, может, он чего-то еще не понял. Я регулярно провожу селекторные совещания с регионами, и похоже, что не все еще на местах разобрались в новом законе. В законе не сказано, что если нет федеральных денег, то можно не кормить. Федеральный бюджет — это оказание помощи. Но за обеспечение школьников горячим питанием также отвечает и регион. Не должно быть такого, чтобы дети остались без бесплатного горячего питания. Пусть законы читают.
— Но почему все-таки возникло опасение, что федеральные деньги получат не все?
— Это придумали Минпросвещения, Минфин и Роспотребнадзор. Появился пресловутый документ Роспотребнадзора, в котором сказано, что у нас в стране около 60 тысяч школ и в 462 из них нет пищеблоков. Что это за школы? В них учится очень небольшое количество детей. Это в основном сельские, неполные, где по 20 учеников в школе, а где-то и вообще 5–6 учеников. Там никогда этого пищеблока не будет. И вот санитарные органы эту пресловутую бумагу подготовили, а Минфин за нее ухватился. Так было принято решение, что пока в этих школах пищеблоки не появятся, весь регион денег не получит.
Если в каком-то регионе есть три школы без пищеблоков, в которых учатся 60 детей, то остальные школы, где есть пищеблоки и учатся 200 тысяч детей, федеральную дотацию не увидят. Это неправильный подход!
Я предлагал: давайте финансировать те школы, где организовано питание. А не так, чтобы всему краю не давать денег, потому что у них есть несколько крошечных сельских школ без пищеблоков. Да там же просто позакрывают эти школы, чтобы у них показатель был хороший. Теперь эти регионы получат федеральное финансирование. Можно же что-то придумать, как кормить детей даже там, где нет пищеблоков. Сухпайки хотя бы выдавать или привозить туда питание. Надо решать вопрос не на уровне регионов, а на уровне конкретных школ. А у нас получается: из-за того, что мы тут не можем договориться, страдать будут дети. Было Послание президента, принят федеральный закон… К сожалению, только начальную школу пока будем бесплатно кормить. Мое убеждение, что государство должно отвечать за питание всех детей в школе с 1-го по 11-й класс.
— Но это дорого…
— Самое дорогое у нас — дети! Дорого! Вы что такое говорите! Я сейчас с вами вообще разговаривать не буду! Дорого! Меньше «мерседесов» будут покупать для своих представительских нужд. Самое дорогое — это здоровье наших детей и их будущее. А будущее их в том, насколько мы хорошо их кормим и какое здоровье они вынесут из этой школы.
— И тем не менее Минфин сражается за каждый школьный рубль…
— Знаете, что в этой истории самое худшее? Закон о торгах. Школы сейчас должны будут провести эти торги, чтобы выбрать поставщиков питания. По этому пресловутому 44-му закону о торгах единственный критерий победы — это низкая цена. Не качество продуктов, не наличие технологий. Нормальный производитель не может дать достаточно низку цену, а какой-нибудь проходимец может. Наплодили жуликов, которые на этом деле наживаются. Выигрывают торги по самой низкой цене, а сами не кормят, нанимают субподрядчиков. Это не дает нормальным производителям приходить на этот рынок, работать на нем, видеть перспективу. Потому что торги эти на один год только. Как я могу всерьез заниматься школьным питанием, если я не знаю, буду ли я им заниматься через год? Это же бред! Выделены очень хорошие деньги. И на них мы должны покупать товар и сырье именно у отечественного товаропроизводителя. Дать ему приоритет.
— Да уж. Школьная еда стала притчей во языцех. Как будет контролироваться качество школьного питания?
— Вопросы качества были всегда. Кто-то хочет есть, кто-то не хочет, кто-то стесняется есть. Есть управляющие советы школ. Они должны за этим следить. Также за этим должны следить государственные структуры. Министерство просвещения, надзорные органы, тот же Роспотребнадзор. Сегодня по всем правилам — я их еще лет 10–15 назад утверждал — питание детей в школах должно быть не меньше 40–60 процентов от суточной нормы калорий. Потому что дети у нас находятся в школах активную часть времени и чашечкой чая или котлетой с макаронами не отделаешься. Поэтому надо утвердить еще и минимальный норматив по калориям, который будет составлять это бесплатное горячее питание. Сейчас исходят из суммы. Москва может на 100 рублей кормить, исходя из своего бюджета, а Московская область кормит за 60 рублей, а есть еще сельские школы — они кормят еще дешевле. Вот на эти цифры ориентировалось наше Министерство финансов. А надо считать: сколько калорий требуется ребенку за время нахождения в школе. Ребенок должен как минимум два раза поесть в школе, но этого нет. Между прочим, Москва уже около 10 лет бесплатно кормит младших школьников. В год на это из бюджета города выделяется около 21 млрд рублей, то есть столько же, сколько в этом году федеральных денег на школьное питание получат все 57 регионов.
— Многие регионы предоставляли льготы на питание детей, особенно социально уязвимых. Не получится ли так, что те, кто получит федеральное финансирование, свернут эти программы?
— Действительно, дети из бедных семей стесняются идти есть, потому что им, например, дают только пюре (за которое платит регион), а тем, за кого родители платят, пюре с котлетой. Это безобразие — мы сразу дискриминируем людей, причем в детском возрасте. А вот бесплатное горячее питание для всей начальной школы частично эту проблему решит. Если регионы сократят финансирование школьного питания из своего бюджета — они будут преступниками. Если регион берет деньги на кормление 1–4-го классов, то он должен средства, которые раньше выделялись на малышей, передвинуть на среднюю школу — на 4–8-й классы, а не уменьшать финансирование. Закон не предполагает, что те деньги, которые раньше выделял регион на школьников, можно теперь не выделять. Повторяю, необходимо за счет государства всех школьников кормить. И необходимо, чтобы освободившиеся деньги регионы тратили именно на это. А уж начальную школу с 1 сентября бесплатно кормить обязаны все.
Индекс несъедаемости
С 1 сентября все младшие школьники в России должны получать бесплатное горячее питание. За две недели до старта учебного года выяснилось: выделенных 100 млрд катастрофически не хватает. Надо еще 39! Как считают цену школьного завтрака и чем разрешилась интрига, выяснял «Огонек».