«В городе действительно небезопасно»
Журналист из Минска — об обстановке в белорусской столице
В Минске начинаются новые протесты несогласных с результатами выборов. Люди собираются в районе станций метро и движутся в сторону парка Победы. Reuters зафиксировал первые столкновения. Центр города перекрыт, силовики задерживают прохожих, сообщают Telegram-каналы. Кроме того, закрыты некоторые станции метро, а в столицу стянуты дополнительные силы ОМОНа, военных, автозаки и спецтехника. Какая обстановка в белорусской столице? Об этом “Ъ FM” рассказала главный редактор интернет-портала kyky.org Анастасия Рогатко.
— Очень легко сейчас впасть в заблуждение, будто бы белорусы хотят некий «майдан», свергнуть какую-то власть. Но на самом деле участки, где производился подсчет голосов при независимых наблюдателях, показывают победу или хотя бы равенство голосов Тихановской и Лукашенко. Поэтому получается, грубо говоря, что власть силовыми методами сейчас как раз пытаются захватить, а белорусы пытаются отстоять свои голоса. И то, что мы наблюдаем, — это мирный протест. Действительно, люди выходят на улицу, но против них применяется военная техника, выходит огромное количество ОМОНа, применяются спецсредства, собаки, газ, резиновые пули.
— Насколько тревожно в городе? Многие ли люди все-таки проигнорировали превентивные меры властей — и количество спецтехники, и возбужденные уголовные дела — и все-таки вышли на улицы с тем, чтобы поучаствовать в акциях несогласных?
— Мне сложно сказать количественно, потому что это все время меняющаяся история. Но сегодня, например, люди начали выходить сильно раньше. В городе уже задерживают людей. Я живу в центре, как раз возле стелы, которая является такой неформальной точкой сбора людей. На углу моего дома задерживали людей, причем, я так понимаю, люди некоторые не шли даже целенаправленно протестовать, митинговать — это были просто люди, которые, условно говоря, вечером идут из магазина домой.
В городе действительно небезопасно. Перекрыто метро, перекрыты улицы, перекрыто какое бы то ни было сообщение.
Это все делается для того, чтобы люди не смогли самоорганизоваться в каких-то местах в заметные толпы.
— Заработал ли интернет? Или еще есть какие-то перебои в его работе?
— Нет, интернет не заработал. Вы разговариваете с человеком, у которого два дня уже недоступен собственный сайт, хотя не было официального распоряжения Мининформа. То есть мы живем в условиях какого-то цифровом «детокса», вынужденного. Более того, штабы оппозиции признали на пресс-конференции, что им самим сложно получать информацию откуда бы то ни было о том, как обстоят дела в разных регионах, потому что они все в городе сейчас общаются чуть ли не по СМС. К вечеру качество интернета сильно ухудшается.
Что касается Telegram-каналов — кстати, я вижу в окно, что внизу бегут люди, и, видимо, они убегают от силовиков — насколько я понимаю ситуацию, они не призывают вооружаться, призывают надевать шлемы, респираторы, то есть какие-то вещи, чтобы защитить себя, например, от слезоточивого газа или каких-то последствий, с которыми они могут столкнуться.
— Как развиваются события в регионах?
— Несмотря на шутки, что в Минск сейчас сгрузили всю военную технику страны, мне кажется, что в регионах ничуть не спокойнее, но регионы очень разные. Не знаю, чем это продиктовано, но есть из одних городов поступают сведения о том, что там просто жестко разгоняют толпу протестующих, из других — о том, что милиция не разгоняет протестующих, следит за тем, чтобы не было никаких стычек, столкновений. И нельзя сказать, что есть какая-то «средняя температура». Точно понятно, что люди выходят на улицы, но очень по-разному местные органы власти реагируют на это.
Ваш браузер не поддерживает видео