Российскому углю некуда плыть
Зарубежные рынки не успевают за добычей
Российская угольная отрасль может столкнуться с самым серьезным за последние 20 лет кризисом из-за сжатия внешних рынков, считают аналитики PwC. Они отмечают, что весь текущий потенциал роста добычи в РФ связан с увеличением экспорта. Однако в ближайшие годы единственным быстрорастущим рынком угля в мире останется Индия: поставки туда менее рентабельны, чем в Китай, а конкуренция с австралийским и индонезийским углем обещает стать более ожесточенной.
Сильная зависимость угольной отрасли России от экспорта станет для нее проблемой, следует из исследования PwC «На сломе трендов: какое будущее ждет российский угольный экспорт». Авторы считают, что отрасль столкнется с сокращением спроса за рубежом, поскольку потребление угля в Азии прекращает расти, а в Европе ощутимо падает. Так, после достижения пика мирового потребления угля в 2013 году (162 эксаджоуля) за 2013–2019 годы оно сократилось на 2,5%.
По базовому прогнозу МЭА до 2040 года, потребление угля будет снижаться в Германии, Южной Корее, Японии и даже Китае, а на эти страны в 2019-м пришлось 45% российского экспорта.
Единственным крупным быстрорастущим рынком в среднесрочной перспективе останется Индия (со среднегодовым темпом 2,5%), на которую приходится лишь 3,7% угольного экспорта РФ, а крупнейшими поставщиками выступают Индонезия и Австралия. Общая стагнация спроса на уголь, по мнению аналитиков PwC, приведет к долгосрочному снижению азиатской ценовой премии, а именно ее наличие делало актуальными масштабные проекты модернизации железнодорожной инфраструктуры БАМа и Транссиба.
В результате России будет сложно сохранить долю в мировом экспорте угля, которая по итогам 2019 года составляла 16,6%, не говоря уже о ее росте.
Эти утверждения прямо противоположны ожиданиям правительства, которые изложены в стратегии развития угольной отрасли, утвержденной в этом году. Ее консервативный и оптимистический сценарии предполагают рост экспортных поставок к 2035 году до 259 млн и 392 млн тонн соответственно (против 205 млн тонн в 2019 году).
Невозможность увеличить экспорт непосредственно повлияет и на общие показатели отрасли, учитывая, что уже в 2019 году на зарубежные поставки пришлось 51% всей добычи в РФ. Внутренний российский рынок угля стагнирует, сократившись с 2000 года на 13%, до 181,3 млн тонн, тогда как экспорт вырос за это время более чем в пять раз.
В PwC отмечают, что российские угледобывающие регионы (прежде всего Кузбасс) расположены значительно дальше от моря, чем у основных конкурентов из Австралии и Индонезии, что прямо сказывается на логистических издержках. Этот фактор долгое время отчасти нивелировался низкими железнодорожными тарифами за счет кросс-субсидирования перевозки угля другими грузами.
Однако ОАО РЖД в последнее время открыто ставит вопрос о том, что перевозка угля для монополии убыточна, и призывает субсидировать ее за счет бюджета.
По мнению Максима Худалова из АКРА, доставка угля в Индию на крупнотоннажных кораблях из российских портов Дальнего Востока будет обходиться на $5–7 на тонну дороже, чем на рынки Китая или Японии. Такая разница действительно делает российский уголь малопривлекательным на рынке Индии, признает он. «Тем не менее мы понимаем, что качественные характеристики российской продукции превышают показатели углей из Индонезии и в целом сопоставимы с австралийскими. Кроме того, низкие цены продержатся от силы год или два, они уберут с рынка в том числе и часть австралийских игроков, а российские компании за счет подешевевшего рубля смогут в массе своей, хоть и с трудом, пережить нынешнее дно рынка»,— полагает эксперт.
В то же время господин Худалов согласен, что текущая ситуация «должна быть использована для актуализации долгосрочных планов развития угольной отрасли» и с учетом ориентации на углеродную нейтральность дальнейшего экстенсивного развития российской угледобычи следует избегать.