Челябинску пропишут будущее
Для города разрабатывают стратегию развития до 2035 года
В Челябинске приступили к разработке стратегии социально-экономического развития города до 2035 года. Программный документ планируется подготовить к декабрю. В нем власти намерены определить цели для управленцев муниципалитета и показатели эффективности их работы. Большая часть целей, указанных в стратегии развития областного центра до 2020 года, которую разрабатывала еще команда мэра Михаила Юревича, не была достигнута. Эксперты говорят, что стратегический подход к экономическому развитию городов — пережиток плановой экономики, но целеполагание и планирование само по себе необходимо.
В Челябинске начали разрабатывать стратегию социально-экономического развития города до 2035 года. В мэрии провели первую встречу с представителями крупного бизнеса в рамках обсуждения гипотез, относительно целей и задач документа. Также в ближайшее время будут организованы стратегические сессии с учеными и общественными организациями. Власти обещают, что перед утверждением документ представят жителям. Как рассказал “Ъ-Южный Урал” вице-мэр по экономике Олег Извеков, пока разработчики пытаются определить главную «цель Челябинска». «Городу нужен новый виток развития и новая глобальная цель, которая объединит бизнес, граждан, власть, науку. Чтобы четко определить эту стратегическую цель, нам нужно проговорить гипотезы и обсудить их со всеми слоями общества. В том числе обсуждается концепция “Челябинск — город технологических инноваций”. Когда мы придем к консенсусу, начнем готовить документ со всеми индикативами и дорожными картами. Мы должны ответить, что такое Челябинск, кто такие челябинцы и какая у нас общая большая цель, зачем Челябинск нужен стране, чем он может быть полезен»,— говорит господин Извеков.
До конца 2020 года в Челябинске действует стратегия социально-экономического развития, разработанная в 2009 году еще при главе города Михаиле Юревиче. Большая часть документа посвящена оценке экономического положения города на тот момент. Специалисты тогда сделали выводы о том, что Челябинск является городом с эффективной, но мононаправленной экономикой. Также они отмечали развитие науки, ориентированной на крупное промышленное производство, наличие высококвалифицированных трудовых ресурсов, эффективное управление, выгодное географическое положение и плохую экологию. В стратегии были прописаны показатели социально-экономического развития, которые должны быть достигнуты к 2020 году. Инвестиции в основной капитал к 2020 году по оптимистичному варианту развития должны были составить 169,5 млрд руб. В 2019 году, по данным Челябинскстата, они составили 80 млрд руб. Рождаемость должна была составить 13 человек на 1 тыс. человек населения, в 2019 году она была 11 человек на 1 тыс. жителей. Планировалось, что среднемесячная зарплата будет 59,7 тыс. руб., в январе–марте 2020 года средняя зарплата составляла 43,5 тыс. руб.
В январе 2019 года была принята стратегия социально-экономического развития Челябинской области до 2035 года. Ее инициатором стал экс-губернатор Борис Дубровский, она разрабатывалась правительством региона с середины 2017 года. Главная цель стратегии — рост численности, благосостояния, продолжительности и качества жизни населения Челябинской области. Для ее достижения предусмотрены 25 стратегических приоритетов по семи направлениям развития. Так, при условии реализации целевого сценария развития (рост валового регионального продукта на 5,8% в год) ожидается, что продолжительность жизни к 2035 году достигнет 81 года. После 2029 года планируется добиться роста численности населения, к 2035 году в 2,2 раза увеличить среднедушевые доходы населения. В экономической части стратегия предусматривает рост в 1,6 раза количества инновационных предприятий, увеличение в 2,7 раза несырьевого неэнергетического экспорта, рост числа высококвалифицированных кадров с 30% до 43% от общего числа работающих. Власти рассчитывают также в 3,5 раза увеличить частные инвестиции в экономику, на 39% снизить вредные выбросы в атмосферу. Кроме того, планируется повысить качество общего образования и доступность высокотехнологичной медпомощи.
В областном минэкономразвития сообщили, что достижение целей региональной стратегии оценивается по 188 показателям. «Из 188 показателей достигнуто и перевыполнено почти 60%. На достижение указанных показателей в прошедшем году работало 290 мероприятий первого этапа плана реализации стратегии, из которых выполнено более 86% чем на 100 и более процентов»,— рассказали в пресс-службе ведомства. Стратегия развития Челябинска должна учитывать положения региональной стратегии, подчеркнули в министерстве.
Член регионального отделения «Опоры России» Дмитрий Довбня участвовал в разработке маркетинговой стратегии Челябинска, работа над которой началась в 2018 году (тогда администрацию областного центра возглавлял Евгений Тефтелев). Он сообщил, что проект был свернут, но исследования, проведенные в рамках подготовки документа, будут использованы в стратегии развития города до 2035 года. При этом господин Довбня считает, что стратегическое планирование в сфере социально-экономического развития города — «пережиток плановой экономики». «Мы живем в рынке, поэтому логика этого документа расходится с сегодняшними реалиями. Но то, что они собираются это делать, это хорошо. В целом разработчики придерживаются позиционирования, которое мы предлагали во время работы над маркетинговой стратегией. Наша гипотеза заключалась в том, что Челябинск должен стать технополисом новых индустрий, мы должны уйти от сырьевого варианта и развивать промышленность пятого и шестого передела»,— отмечает эксперт.
По мнению челябинского экономиста Сергея Гордеева, стратегия развития Челябинска должна быть реалистичной и сбалансированной, это должно быть «не прожектерство». «Эти программы изначально делаются несбалансированными, поэтому они оказываются нереалистичными и устаревают до момента их утверждения. В таких стратегических документах должен стоять вопрос, какие у нас существуют реальные тенденции и как их использовать на благо города. Вместо этого часто подаются желания о том, чтобы получить город-сад, здесь возникает вопрос, за чей счет. У нас уже есть печальный пример генплана Челябинска, который оказался настолько нереалистичным, что он не имел никакого смысла»,— говорит господин Гордеев.