Киберзвуковое оружие
Россия говорит о новом нападении с территории Германии
Министр иностранных дел ФРГ Хайко Маас прилетел в Россию, чтобы среди прочего поговорить с главой МИД РФ Сергеем Лавровым о кибератаке на Бундестаг, которую в 2015 году якобы осуществили российские спецслужбы. Но в ответ он услышал встречные претензии: по подсчетам Москвы, за последние полтора года с территории Германии 75 раз пытались взломать объекты в России, прежде всего госучреждения. Для урегулирования конфликтов стороны условились возобновить консультации по кибертематике. В целом же между двумя делегациями на сей раз нашлось гораздо больше сближающих, чем проблемных вопросов.
То ли в российско-германских отношениях наступил более благоприятный период, то ли дипломаты просто соскучились по живому общению, но Сергей Лавров и Хайко Маас были явно рады встретиться. Они обращались друг к другу подчеркнуто на «ты» и по крайней мере в открытой части встречи избегали жестких взаимных выпадов, хотя противоречий между Москвой и Берлином предостаточно.
В последнее время Россия и Германия все чаще оказываются по одну сторону баррикад, в то время как по другую находятся США.
Москва и Берлин хотят достроить газопровод «Северный поток-2», в то время как Вашингтон пытается этому помешать. Они стремятся сохранить иранскую ядерную сделку, а Америка хочет ее окончательно разрушить. Россия и ФРГ за сохранение режимов контроля за ядерными и обычными вооружениями, в то время как США постепенно избавляются от всех ограничений в этой сфере. Российские и немецкие официальные лица не устают подчеркивать важность Всемирной организации здравоохранения для преодоления пандемии коронавируса, а американцы ругают ее почем зря. Таких примеров все больше. Как уже писал “Ъ”, из лояльного союзника Германия становится едва ли не главным оппонентом США в Европе, и России это на руку (см. “Ъ” от 18 июня). Неудивительно поэтому, что, согласно последним опросам, 47% немцев рады сокращению американского военного контингента на территории ФРГ (в то время как только 32% хотели бы сохранить его в прежнем численном составе), а внешнюю политику США при президенте Дональде Трампе позитивно оценивают лишь 12% респондентов. Ожидать, что из-за разлада с США Германия пойдет на резкое сближение с Россией, конечно, не стоит, но общий фон для российско-германских отношений сейчас достаточно благоприятный.
Из острых тем, о которых приехал поговорить Хайко Маас,— кибератака на Бундестаг в 2015 году и убийство в 2019 году в Берлине гражданина Грузии Зелимхана Хангошвили. По мнению властей ФРГ, за обоими инцидентами стоят российские спецслужбы. В ходе пресс-конференции по итогам переговоров с Сергеем Лавровым Хайко Маас посетовал, что Москва отказывается предоставлять запрашиваемую Берлином информацию по этим делам. Сергей Лавров на это ответил, что власти ФРГ ни в том, ни в другом случае не представили доказательств «русского следа». А затем перешел в информационную контратаку: по его словам, в прошлом и в этом году было зарегистрировано «значительное количество» кибератак против объектов и организаций в России, исходивших из германского сегмента интернета.
“Ъ” попросил главу МИД РФ уточнить, о чем речь. «Национальный координационный центр по компьютерным инцидентам с января 2019 года по конец мая нынешнего года зафиксировал 75 случаев, когда российские ресурсы, включая более 50 государственных учреждений, подвергались хакерским атакам из германского сегмента интернета,— пояснил он.— По всем этим случаям были направлены уведомления в соответствующую германскую структуру. Из 75 случаев только в семи были получены ответы формального характера». В этой связи Сергей Лавров напомнил о российско-германских межведомственных консультациях по кибербезопасности, которые проводились до 2018 года, но с тех пор заморожены по инициативе ФРГ. Из его выступления следовало, что в ходе переговоров с Хайко Маасом была достигнута договоренность о возобновлении контактов по этой линии. Немецкий гость это не подтвердил и не опроверг. Но по крайней мере внешне создалось впечатление, что тема из разряда «острых противоречий» перешла в категорию «рабочих вопросов».
Из всех международных тем, которых министры коснулись в ходе публичной части встречи, будь то Сирия, Ливия, Иран или контроль над вооружениями, они по-разному расставляли акценты только по Украине.
Сергей Лавров настаивал на том, что ответственность за подавляющее число случаев нарушения перемирия в Донбассе несут вооруженные силы Украины, в то время как Хайко Маас был гораздо менее категоричен.
По вопросу об американском санкционном давлении на участников проекта «Северный поток-2» министры и вовсе говорили фактически в унисон. «Мы ценим принципиальную позицию Берлина в поддержку этой исключительно коммерческой инициативы, которая поможет диверсифицировать маршруты поставок природного газа и поможет укрепить энергетическую безопасность Европы на основе тех оценок, которые сами европейские страны выносят. А не на основе оценок, которые делаются из-за океана»,— сказал Сергей Лавров. По его словам, США «не видят для себя никаких красных линий, никаких краев». «Они преследуют, без всякого дипломатического оформления, одну простую цель — иметь возможность делать все, что им заблагорассудится, и в мировой политике, и в мировой экономике»,— заявил глава МИД РФ.
Хайко Маас, в свою очередь, хоть и сделал оговорку, что для Германии и для Европы «трансатлантические связи на протяжении многих лет имеют выдающееся значение», тем не менее, дал понять, что Берлин линию Вашингтона в отношении «Северного потока-2» не одобряет. «Санкции между партнерами — это неверный путь, это ложный путь. В конце концов, это наше суверенное решение, откуда мы будем закупать энергоносители. Никакое государство не может при помощи угроз определять энергетическую политику Евросоюза»,— заявил глава МИД ФРГ. При этом он не ответил на вопрос “Ъ”, какие меры правительство Германии готово принять для защиты немецких компаний от американских санкций.
Как бы то ни было, прогноз Сергея Лаврова звучал оптимистично: «Участники-компании "Северного потока-2", включая российских, немецких и других, настроены на то, что этот проект должен быть завершен, и, как я понимаю, есть основания полагать, что это будет сделано в самое ближайшее время». Тем временем на лентах новостных агентств появилось сообщение: немецкая компания Uniper, один из европейских партнеров «Северного потока-2», допускает, что из-за ожидаемых новых санкций США проект может столкнуться с задержками или же вовсе остаться незавершенным.