«Карату» добавляют девелоперского блеска
Инициатора проекта «Звездного квартала» в Воронеже снова хотят банкротить как застройщика
Воронежское ООО «Карат», возводившее жилой комплекс «Звездный квартал», могут начать банкротить по правилам застройщика. С 2018 года компания находится в банкротстве, но как обычное юрлицо. Изменить статус должника ранее пытались его соинвесторы и конкурсные кредиторы ООО — предприниматели Игнатовы. Однако несколько судебных инстанций не нашли в компании установленные законом о банкротстве застройщика критерии. Теперь с соответствующим заявлением в суд обратилась конкурсный управляющий «Карата» Татьяна Глаголева.
Конкурсный управляющий возводившего ЖК «Звездный квартал» ООО «Карат» Татьяна Глаголева подала ходатайство в арбитражный суд Воронежской области о применении к должнику правил банкротства застройщиков (положение параграфа 7 главы IX закона о банкротстве). Это следует из материалов суда. Иск подан в конце июля, его рассмотрение назначено на 28 сентября. Причины подачи заявления в материалах суда не поясняются.
Раньше банкротить юрлицо по правилам застройщиков пытались его конкурсные кредиторы — Елена и Алексей Игнатовы, которые на стадии строительства котлована ЖК стали его инвестиционными покупателями. По мнению истцов, эта компания отвечает установленным законом о банкротстве критериям, позволяющим отнести ее к категории застройщиков, так как к ней имеются денежные требования и обязательства о передаче жилых помещений. Однако в марте арбитражный суд Центрального округа оставил без удовлетворения кассационную жалобу Игнатовых на решение арбитражного суда Воронежской области и Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда, отказавшихся банкротить застройщика ЖК «Звездный квартал» именно как застройщика. Суды при этом указали на то, что на балансе ООО «Карат» отсутствуют какие-либо многоквартирные дома, в отношении которых у участников строительства имеются требования о передаче жилых помещений.
Ранее конкурсный управляющий «Карата» Татьяна Глаголева сама утверждала, что незавершенных многоквартирных домов у «Карата» де-юре не осталось, так как возведение «Звездного квартала» и реализация квартир продолжились через ООО «Стройнадзор». Оно было учредителем «Карата» с 2015 по 2017 год. По данным «СПАРК-Интерфакс», в марте 2017 года «Карат» перешел из-под контроля «Стройнадзора» к столичному ООО «Щит» (эта компания была создана в начале 2017-го и занималась консультациями по вопросам безопасности, а в середине 2018-го была исключена из ЕГРЮЛ по инициативе налоговых органов).
Процедура наблюдения в отношении ООО «Карат» по иску банка «Открытие» была введена в марте 2018 года из-за долга 52,3 млн руб. по договору поручительства от 2012 года, обеспечивающего кредитный договор. Третьим лицом в разбирательстве было заявлено ПАО «Гуд ван» — столичная юридическая компания, считавшаяся последним активом воронежского финансиста Алексея Туркова, умершего в июле 2015 года. В августе 2018-го «Карат» ушел в конкурсное производство, которое неоднократно продлялось. Конкурсный управляющий, напомним, пыталась вернуть в конкурсную массу более 80 квартир, купленных в 2014 году на стадии котлована Еленой и Алексеем Игнатовыми и частично перепроданных потом третьим лицам, в том числе по договорам уступки.
Стоит отметить, что подавшая заявление об изменении статуса должника Татьяна Глаголева в марте 2020 года была намерена оставить должность конкурсного управляющего, подав в суд соответствующее заявление. В мае собранием кредиторов, в котором участвовало единственное ООО «Проект инвест строй» (58,696% голосов, его требования, включенные в реестр кредиторов, составляют 84,3 млн руб.) конкурсным управляющим был выбран Андрей Фролов. А в июле в суд от Татьяны Глаголевой поступило ходатайство об отказе от ранее поданного заявления об освобождении ее от обязанностей конкурсного управляющего. Ходатайство было принято судом, и производство по заявлению госпожи Глаголевой прекращено.
Управляющий партнер адвокатского бюро «Бишенов и Партнеры» Алим Бишенов отмечает, что признание организации застройщиком может «существенно повлиять» на ход банкротства. Это «исключительно важно для лиц, которые инвестировали в реализуемый организацией проект». «Очевидно, что для Игнатовых, которые к этой категории кредиторов относятся, это принципиальный момент и признание "Карата" застройщиком их интересам отвечает полностью, — поясняет эксперт. —
Меняется порядок удовлетворения требований кредиторов третьей очереди, поскольку участники строительства, то есть дольщики, получают приоритет при возмещении понесенных ими убытков. То есть требования банков и прочих кредиторов удовлетворяются только после того, как будут погашены долги перед дольщиками, а это для них по умолчанию плохая новость».
По словам господина Бишенова, даже в отсутствие реализуемых девелоперских проектов на момент признания организации несостоятельной наличие требований со стороны лиц, которые могут быть признаны участниками строительства, требует введения особого порядка банкротства. Кроме того, отсутствие реализуемых проектов не меняет деятельность организации по ОКВЭД, а это тоже достаточно важный аргумент в пользу особого порядка банкротства. Такого же мнения придерживается партнер фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Клеточкин: «В банкротстве застройщика отдельно фиксируются требования участников долевого строительства, и погашение этих требований возможно путем передачи квартир, которые были оплачены дольщиками».
Управляющий партнер юридической фирмы «Вестсайд» Сергей Водолагин полагает, что раньше суды не усмотрели признаков организации-застройщика в ООО «Карат», так как кредиторы по обязательствам о передаче квартир с такими исками не обращались. При этом перед другими заявителями обязательства по передаче жилья были исполнены, хотя и с задержкой.
Почему в банкротство "Карата" оказались вовлечены дольщики
В марте 2019 года более 40 воронежцев, купивших квартиры в жилом комплексе «Звездный квартал», оказались вовлечены в процедуру банкротства бывшего застройщика этого ЖК — ООО «Карат».