«Доступный интернет» загрузили на смартфоны
К проекту присоединился первый мобильный оператор
Первым участником проекта «Доступный интернет», в рамках которого предоставляется бесплатный доступ к списку социально значимых сайтов, среди сотовых операторов стал «СберМобайл», работающий на сети Tele2. Это может позволить оператору, который пока занимает не более 0,4% рынка, привлечь новую аудиторию, которую впоследствии можно будет монетизировать, считают эксперты. Крупные сотовые операторы пока не спешат подключаться к проекту, опасаясь серьезных потерь выручки.
Виртуальный оператор Сбербанка «СберМобайл» первым из мобильных присоединился к эксперименту «Доступный интернет» по обеспечению бесплатного доступа к перечню социально значимых ресурсов, рассказали “Ъ” в Минкомсвязи. Услугу уже запустили для абонентов в Саратовской области, уточнили там. В «СберМобайле» не ответили на запрос “Ъ”.
Эксперимент проходит по поручению президента от 15 января, он начался 1 апреля и до сих пор проводился только в сетях домашнего интернета «Ростелекома», «ЭР-Телекома», МТС, NetByNet («дочка» «МегаФона») и «Вымпелкома».
30 июня министр связи Максут Шадаев объявил о его продлении до 31 декабря и анонсировал расширение на мобильную связь. К участию в проекте приглашены все операторы связи в России, говорят в Минкомсвязи. Там уточняют, что, по данным самих операторов, бесплатным доступом за время эксперимента воспользовалось более 1 млн уникальных пользователей, а средняя скорость оказания услуг составила около 1,7 Мбит/сек. В списке социально значимых сейчас 371 сайт (см. “Ъ” от 19 июня).
«СберМобайл» не входит в число крупнейших операторов. Он вышел на рынок в сентябре 2018 года, работает на сети Tele2 и доступен для подключения в 66 регионах страны. По итогам 2019 года его выручка достигла 1,27 млрд руб., следует из данных «СПАРК-Интерфакс», чистый убыток достиг 502 млн руб. На октябрь 2019 года абонентская база «СберМобайла» превышала 500 тыс. абонентов, сообщали в компании.
«СберМобайл» пока занимает лишь 0,3–0,4% всего рынка мобильной связи, отмечает гендиректор «ТМТ Консалтинга» Константин Анкилов. Основная задача компании сейчас — увеличение абонентской базы, участие в эксперименте с бесплатным доступом может вызвать дополнительный интерес, считает эксперт, а вопросы монетизации могут быть не первостепенными и решены позже.
Скорее всего, компания пошла навстречу Минкомсвязи, которой нужен узнаваемый бренд, чтобы привлечь внимание к эксперименту, полагает руководитель Content Review Сергей Половников.
По его мнению, проект вряд ли принесет «СберМобайлу» существенные убытки или выгоду, так как бесплатный интернет не будет широко востребован абонентами, которые пользуются такой возможностью скорее «немотивированно».
В эксперименте Минкомсвязи заинтересован и еще один банковский сотовый оператор. «ВТБ Мобайл» не исключает возможность участия по мере запуска оператора в новых регионах, сообщил “Ъ” гендиректор компании Максим Шарков. Сейчас, по его словам, оператор уже обеспечивает абонентам бесплатный доступ к ресурсу «Стопкоронавирус.рф», а также сайту и мобильному приложению ВТБ. «Тинькофф Мобайл» пока не планирует участие в эксперименте, сообщил его представитель.
Не стремятся к нему пока и крупнейшие сотовые операторы. В Tele2 подтвердили, что не участвуют в эксперименте, в МТС отказались от комментариев, в «МегаФоне» не ответили на запрос. В «Вымпелкоме» же пояснили, что именно «классических операторов» коснутся основные потери при обнулении стоимости трафика, так как их бизнес-модель отличается от виртуальных.
Недополученная выручка фиксированных операторов, участвующих в эксперименте, с апреля по июнь составила 191,6–220,2 млн руб. в зависимости от скорости доступа, оценивала ранее рабочая группа при комиссии Российского союза предпринимателей по связи и IT (см. “Ъ” от 2 июля). Там же оценивали, что упущенная выручка рынка мобильной связи при подключении к эксперименту достигнет не менее 110 млрд руб. в год.