А вас, Харрис, я попрошу остаться
Джо Байден после многомесячных поисков определился с кандидатурой вице-президента
Американский политик Джо Байден — практически гарантировавший себе выдвижение в президенты США от Демократической партии — наконец-то определился с кандидатурой вице-президента. Чернокожая сенатор от штата Калифорния Камала Харрис стала политической спутницей бывшего вице-президента Байдена далеко не сразу: выбору предшествовала многомесячная кампания, за которой следила и которую обсуждала практически вся Америка.
Вице-выборы
«Мне принадлежит великая честь объявить, что я выбрал своим соратником Камалу Харрис — бесстрашного борца за простых людей, одну из лучших государственных служащих в стране»,— этим твитом Джо Байден открыл новую главу президентской гонки, завершив долгое состязание за право называться кандидатом в вице-президенты в команде вероятного будущего хозяина Белого дома.
Как рассказывали американские медиа, до последних дней в списке господина Байдена было 11 фамилий — впрочем, только женщин, как он обещал на внутрипартийных дебатах еще 16 марта,— в «шорт-лист» вошли пять номинанток: бывшие участницы президентской гонки и сенаторы Элизабет Уоррен и Камала Харрис, сенатор Тэмми Дакуорт, бывшая советница по нацбезопасности Сьюзан Райс и конгрессмен Карен Басс.
Внезапно, однако, стало известно, что на минувших выходных в город Уилмингтон в штате Делавэр, где Джо Байден сидит в самоизоляции с самого начала пандемии коронавируса, для встречи с политиком прилетела губернатор штата Мичиган Гретчен Уитмер — демократка, но с белым цветом кожи.
Этот неожиданный поворот вызвал возмущение многих чернокожих активисток: Джо Байден никогда не обещал, что выберет именно «цветную» женщину, однако в результате месяцев протестов под лозунгами «Жизни чернокожих имеют значение» и выхода расовой тематики на первый план в предвыборных баталиях его обещание выбрать женщину трансформировалось в головах многих демократов в обещание выбрать чернокожую женщину.
Таким образом, круг претенденток сузился, и в конце концов выбор пал на бывшую соперницу господина Байдена по внутридемократической гонке.
Камала Харрис участвовала в праймериз, успешно выступила в первых, прошедших в июне 2019 года дебатах (где, кстати, нанесла мощный «вербальный удар» по Джо Байдену), однако не смогла реализовать этот потенциал и конвертировать его в голоса, приостановив кампанию в начале декабря.
Новообразованный «демократический дуэт» поспешили поздравить многие видные демократы, в том числе бывшие соперники госпожи Харрис по «шорт-листу» кандидатов в вице-президенты и демократическим праймериз. Принес ей свои поздравления и своего рода знаменосец наиболее либерального, прогрессивистского крыла партии — Берни Сандерс. «Поздравляю Камалу Харрис. Ей суждено войти в историю в качестве нашего будущего вице-президента. Она понимает, что нужно, чтобы биться за работающих людей, отстаивать медицинскую страховку для всех и одолеть самую коррумпированную администрацию в истории. Будем работать на победу»,— написал он в Twitter.
Чем известна Камала Харрис
Отреагировал на новость и президент США Дональд Трамп, разместив в Twitter 30-секундный ролик, в котором перечислялись основные «прегрешения» госпожи Харрис. Дуплетом, впрочем, видео било и по Джо Байдену. С точки зрения авторов ролика, Камала Харрис — радикальная левачка, которая поддерживала бессмысленный план Берни Сандерса по созданию «национализированной» медицинской системы, призывала ввести новые триллионные налоги и критиковала Джо Байдена за его «расистскую политику». «Избиратели отказали Харрис в поддержке, потому что они дальновидно распознали в ней обманщицу. Они — но не Джо Байден — не так уж он и дальновиден»,— говорит закадровый голос.
Видео заканчивается мрачным предсказанием: Джо Байден открыто называл себя «переходным кандидатом», и потому он передаст бразды правления Камале Харрис, и вместе они будут проводить в жизнь радикально левую повестку. «Медлительный Джо и обманщица Камала — хороши вместе, плохи для Америки»,— завершается агитка. В официальном заявлении штаба господина Трампа соратники президента не забыли упомянуть и то, что госпожа Харрис называла Джо Байдена расистом.
Вице-центрист
«Я не считаю вас расистом и согласна с вами в вашем желании найти общую позицию. Но я также считаю — это личное — что слышать ваши слова о репутации сенаторов, построивших свою репутацию на расовой сегрегации в этой стране, было больно»,— именно на эти слова Камалы Харрис отреагировал штаб Дональда Трампа. Впрочем, не только он: известно, что против нее выступали и соратники Джо Байдена, в том числе бывший сенатор от штата Коннектикут Крис Додд, помогавший господину Байдену с выбором соратницы.
Речь идет об истории того же периода июня 2019 года: тогда Джо Байден, защищаясь от обвинений в старомодности, публично вспомнил, что в 1970-е и 1980-е года в Сенате в почете была цивилизованность — в отличие от сегодняшнего дня. Он упомянул свою работу с сенаторами Джеймсом Истлендом и Германом Тэлмеджем — демократами, решительно противостоявшими попыткам преодолеть расовую сегрегацию. Упомянув о своем с ними несогласии, господин Байден сказал: «И что бы вы думали? Все равно была какая-то цивилизованность. Мы брали и делали дела. Мы не соглашались почти ни в чем, но дела делались. А сегодня на оппонентов смотрят, как на врагов. Не как на оппозицию, а как на врагов! Мы ведь почти не разговариваем друг с другом»,— посетовал он.
Впрочем, господин Байден, похоже, не счел эту историю важной: курьезное фото агентства Associated Press в конце июля запечатлело господина Байдена с блокнотом в руке таким образом, что было видно написанное. В самом верху страницы были пометки политика: «Камала Харрис. Не держу обиды. Вела кампанию со мной и Джил (супругой Джо Байдена.— “Ъ”). Талантливая. Очень помогла кампании. Очень уважаю».
Общенациональную известность Камала Харрис получила уже будучи сенатором — видео с ее придирчивыми вопросами кандидатам, предложенным на важные посты президентом Трампом, расходились по демократическим СМИ. В благоприятном свете воспринимают однопартийцы и ее происхождение, а также трудовую биографию. Отец госпожи Харрис — профессор экономики, выходец с Ямайки, мать — медик-исследователь из Индии. Сама она считает себя афроамериканкой. Родилась и большую часть жизни прожила в Калифорнии, где 26 лет проработала прокурором.
Этот юридический опыт позволил ей существенно укрепить свою популярность во время массовых протестов после смерти афроамериканца Джорджа Флойда. Она была одним из основных спикеров, предлагавших структурные реформы полиции.
«Будучи генеральным прокурором Калифорнии, она руководила одним из крупнейших юридических департаментов страны — она была умелым защитником людей, бросавших вызов большим банкам, и защищала женщин и детей от насилия»,— отметил Джо Байден в рассылке для своих сторонников.
Он также упомянул о дружбе своего покойного сына Бо (бывшего генерального прокурора штата Дэлавер) и Камалы Харрис. «Он очень уважал ее и ее работу. Я много думал об этом, принимая решения. Нет ни одного человека, чье мнение значило бы для меня больше, и я горжусь, что Камала теперь в этой кампании рядом со мной»,— писал он. Бо Байден умер в 2015 году: по свидетельствам близких к Джо Байдену людей, горе от этой потери стало одной из причин отказа демократа баллотироваться в президенты в 2016 году и уже тогда бросить вызов Дональду Трампу.
Тем не менее к Камале Харрис будут и вопросы: за время своей трудовой деятельности она проявила себя как чрезмерно осторожный человек. Главным для нее было сохранить собственную репутацию, и часто это шло в ущерб работе. «Офис окружного прокурора жалуется, что плохая работа полицейских не дает возможность нормально предъявлять обвинения подозреваемым. Копы, в свою очередь, утверждают, что окружному прокурору Камале Харрис — выдвигающейся в генпрокуроры — очень трудно передавать сложные дела: она боится проиграть их и бросить тень на свое политическое будущее»,— писала газета SF Weekly в 2009 году.
Госпожу Харрис упрекают и в том, что в угоду конъюнктуре она часто меняла свои позиции на противоположные.
Например, в 2014 году в одном из округов Калифорнии судья признал смертную казнь неконституционной. Камала Харрис, будучи противницей смертной казни, подала апелляцию, сославшись на то, что защита законов штата для нее важнее личного мнения. Когда же жители штата в 2014 году проголосовали за запрет гей-браков, она этот самый закон штата решила не исполнять. Из-за таких случаев госпожа Харрис приобрела репутацию политика без четких идеологических рамок, ставящего карьеру выше идеологии. Это проявилось и во время президентской гонки: Камала Харрис долго не могла четко ответить, поддерживает ли она введение всеобщей медицинской страховки — довольно радикальную инициативу левого крыла демократов. И в итоге решила поддержать.
Об отношении вероятного вице-президента США к России можно судить по ее высказываниям, сделанным во время президентской гонки.
Она критиковала Москву за вмешательство в американские выборы (хотя делала это достаточно сдержанно), за присоединение Крыма и «преследование представителей ЛГБТ-сообщества». В то же время она за активизацию стратегического диалога с Россией, за продление договоров РСМД и СНВ и против принятия на вооружение ядерных зарядов малой мощности.
В скором времени госпоже Харрис представится возможность изложить свою точку зрения по всем вопросам внутренней и внешней политики на дебатах с нынешним вице-президентом США Майком Пенсом. Вербальное состязание двух «номеров два» намечено уже на 7 октября.