США и ООН не сошлись «голубыми касками»
В Нью-Йорке спорят о будущем миротворцев в Ливане
Взрывы в Бейруте на время отодвинули на второй план дискуссию вокруг продления мандата миротворцев ООН в Ливане, однако этот вопрос в любом случае должен быть решен до конца августа. США настаивают на внесении серьезных изменений в мандат, рассчитывая добиться жесткого контроля над шиитским движением «Хезболла». Другие члены СБ ООН не столь категоричны, однако, воспользовавшись трагедией в Бейруте, требуют от Ливана давно назревших реформ.
Обычно рутинная процедура продления мандата временных сил ООН в Ливане (UNIFIL) в этом году стала предметом бурной дискуссии: США решили настоять на существенных изменениях в работе миротворцев. «США уже давно заявляют — как публично, так и в частном порядке,— что статус-кво в Ливане неприемлем»,— сказала постпред США при ООН Келли Крафт агентству Associated Press после состоявшегося во вторник закрытого заседания СБ ООН, посвященного ситуации в Ливане. По ее словам, «пришло время расширить возможности UNIFIL».
Следующая встреча Совбеза по этой теме намечена на 28 августа — за три дня до истечения срока мандата UNIFIL. За это время члены СБ должны обсудить проект резолюции о продлении миротворческой миссии, разработанный Францией.
Силы UNIFIL впервые были размещены в Ливане в 1978 году, и их миссия в основном сводилась к мониторингу ситуации на линии разъединения между Израилем и Ливаном. Последние кардинальные изменения в мандат миротворцев были внесены в 2006 году — после второй ливано-израильской войны. Тогда численность UNIFIL увеличилась с 2 тыс. до 15 тыс. человек, появилась военно-морская оперативная группа. Сейчас в составе миссии работают около 10,5 тыс. миротворцев и гражданских сотрудников из 45 стран. Акцент в последние годы делается на работу с ливанской армией. Проводятся тренинги и совместные операции. Цель — помочь армии взять на себя всю полноту ответственности за ситуацию на юге Ливана, который был и во многом пока остается под контролем шиитского движения «Хезболла» — самой мощной политической и военной структуры в стране.
Миротворцы также стали связующим звеном между ливанскими и израильскими военными, организуя трехсторонние встречи. Это уникальный механизм с учетом того, что Ливан и Израиль де-юре находятся в состоянии войны. При этом обе враждующие стороны выражают недовольство работой миротворцев. «Хезболла» обвиняет UNIFIL в шпионаже в пользу Израиля, а израильтяне считают, что миротворцы попустительствуют «Хезболле». Одной из таких громких историй стали обнаруженные более полутора лет назад тоннели «Хезболлы», через которые бойцы движения могли проникнуть на территорию Израиля. Тогда официальный представитель UNIFIL Андреа Тененти пояснял в интервью “Ъ”, что миротворцы не могут инспектировать частную собственность. Исключение — очевидная угроза безопасности миссии или нарушения резолюций СБ ООН. В любом случае инспекции должны проводиться совместно с ливанской армией.
В мае занимавший тогда пост постпреда Израиля при ООН Дани Данон предупредил: он будет настаивать на том, чтобы миротворцы получили свободу передвижения и доступ ко всем объектам в Ливане.
Такой же позиции придерживаются США. Келли Крафт еще тогда заявляла, что силам UNIFIL «мешают выполнять их мандат», а «Хезболла» продолжает вооружаться. Она поставила жесткое условие: либо СБ ООН расширяет миротворческий мандат, либо перераспределяет штат и ресурсы UNIFIL в соответствии с задачами, которые миссия может реально выполнять. То есть фактически речь идет об урезании бюджета и численности миротворцев. Ливанские власти, а также «Хезболла» выступили резко против изменений мандата миротворцев.
Дебаты в ООН пришлись на очередное обострение отношений между Израилем и «Хезболлой» после того, как в Сирии в результате израильской операции был убит один из бойцов движения. Опасаясь мести, Израиль перебросил дополнительные силы к ливанской границе. Это оказалось не напрасным. В конце июля израильская армия предотвратила попытку проникновения отряда «Хезболлы» на свою территорию. По одной из версий израильских экспертов, ливанское движение всего лишь хотело «выпустить пар» и при этом не развязать очередную войну с Израилем. Такое же нежелание эскалации удержало израильтян от серьезного ответа. На этой неделе генштаб армии Израиля решил сократить численность сил, размещенных на границе с Ливаном, хотя ситуация пока не вернулась к той, какая была до последней июльской эскалации, сообщила израильская газета «Гаарец». По мнению издания, снижение напряженности на границе связано с ситуацией в Ливане. «Хезболла» и до этого была не заинтересована в эскалации конфликта с Израилем на ливанской территории, а после взрывов в порту Бейрута — тем более. И без того у «Хезболлы» непростая ситуация. Часть политических и общественных сил в Ливане утверждают, что именно это движение контролировало район порта, в том числе хранило там свои ракеты, и, соответственно, несет ответственность за трагедию, унесшую жизни свыше 170 человек.
Кроме того, многие в Ливане возлагают ответственность на «Хезболлу» за экономический кризис в стране, так как члены этого движения и связанные с ним структуры попали под западные санкции.
В опубликованных в среду статьях в двух газетах — американской The Wall Street Journal и саудовской «Аш-Шарк аль-Аусат» — идет речь о планах Вашингтона ввести после взрывов в Бейруте новые антикоррупционные санкции против ливанских политиков. Одна из целей — ослабить «Хезболлу» и ее политических союзников. «Некоторые из нас надеются, что мы наконец можем воспользоваться ситуацией и перетряхнуть положение внутри политических элит там»,— цитирует The Wall Street Journal одного из неназванных американских источников.
Выделяя помощь на восстановление Бейрута после взрывов, западные политики требуют от ливанских властей политических и экономических реформ. После того как в понедельник правительство Ливана объявило об отставке, главный вопрос — кто возглавит следующий кабинет министров и каким он будет. В экспертных кругах уверены, что новым премьер-министром страны может стать только тот, кто получит карт-бланш от международного сообщества. По данным «Аш-Шарк аль-Аусат», Вашингтон и Париж спорят на тему — нужно ли Ливану правительство «национального единства» с учетом того, что это подразумевает участие в нем «Хезболлы». На прошлой неделе, в преддверии конференции доноров Ливана, президент Франции Эмманюэль Макрон заявил в беседе со своим американским коллегой Дональдом Трампом, что санкции США, направленные против «Хезболлы», играют лишь на руку тем, против кого должны быть направлены. Французский президент взял на себя ответственность за достижение политического консенсуса в Ливане и распределение собранных международным сообществом средств на помощь Бейруту после взрывов.
Текущая ситуация не может не отразиться и на французской резолюции по миротворческой миссии, так как это тесно связано с будущим Ливана. Жесткие требования США никто из членов СБ ООН не поддерживает, считая их нарушением суверенитета Ливана. Москва, как заявил «РИА Новости» посол РФ в Ливане Александр Засыпкин, опасается, что любые перемены приведут к трениям с местными жителями. Так, например, в мае в одном из районов на юге Ливана миротворцев забросали камнями за то, что они пытались провести патрулирование без координации с ливанской армией. Франция, понимая, взрывоопасность ситуации в Ливане, также осторожна. Однако это не значит, что Париж и другие члены СБ ООН не напомнят Бейруту о необходимых политических и экономических реформах. На последнем заседании Совбеза ООН, посвященном Ливану, уже прозвучал призыв к Бейруту скорее сформировать правительство и приступить к решению неотложных проблем. Кроме того, международное сообщество заинтересовано в том, чтобы у UNIFIL была возможность расследовать каждый спорный инцидент в районе ливано-израильской границы, в том числе и был доступ на до сих пор закрытые для миротворцев территории. Вопрос только, как это делать — в ультимативной форме, как требуют США, или договариваясь с ливанской армией и местными жителями.